Рынок загородного жилья: трансформация предпочтений покупателей за три года

В последние 3 года, как отмечают аналитики Департамента жилой недвижимости инвестиционно-консалтинговой компании Ricci, на рынке загородной недвижимости появилось много новых трендов, включая собственную инфраструктуру, появление комьюнити-пространств, изменение средней площади домов и участков и многое другое. Существенно трансформировалось и поведение покупателей.

 

Комплексное развитие территорий 

 

В последние 3 года на рынке загородной недвижимости Московской области наблюдается тренд на комплексное развитие территорий загородных поселков. Так, если ранее застройщики строили дома с красивыми фасадными решениями и интегрировали их в имеющуюся социальную инфраструктуру, то сегодня преимуществом становится не только архитектурная концепция, но и наличие собственной социальной и коммерческой инфраструктуры.

 

Кроме того, девелоперы сейчас внимательно относятся к проектированию общественных пространств — центральных площадей и бульваров, прогулочных зон, детских игровых площадок и зон воркаута. Если ранее предполагалось, что каждый житель поселка сможет создать игровые или спортивные зоны для детей у себя на участке, то сейчас на первый план выходит решение вопроса создания в поселке соседского комьюнити.

 

Изменение средней площади домов

 

Изменения загородного рынка коснулись и средней площади домов — в марте 2023 года показатель составлял 139,8 кв. м, что на 7% меньше, чем годом ранее. В сегменте бизнес в 2022 году загородный дом обычно имел площадь от 150 до 250 кв. м, располагаясь на участке 8–30 соток. В премиум-классе, как правило, экспонировались загородные дома площадью от 250 кв. м и более.

 

В 2024 году доля сделок с домами площадью 100—200 кв. м составила 45,9% от общего объема. В этой категории были представлены коттеджи и таунхаусы комфорт-класса. Доля сделок с объектами площадью до 100 кв. м и 200–300 кв. м составила 16,4% и 14,1% соответственно. Дома площадью более 300 кв. м выбирали 23,6% покупателей.

 

«Таким образом, на протяжении трех лет мы наблюдаем рост средней площади дома до 200–300 кв. м. В премиальном классе площадь дома к 2024 году выросла до 300–400 кв. м, в сегменте “комфорт” средняя площадь реализуемых домов на протяжении трех лет остается неизменной и составляет 100–200 кв. м», — комментирует Евгений Сугробов, заместитель директора Департамента жилой недвижимости Ricci.

 

Так как на загородном рынке цена домовладения складывается из стоимости дома и земельного участка, то в сегменте комфорт-класса обычно реализуются земельные участки площадью 5–6 соток, в бизнес-классе — около 7–8 соток. В премиальном сегменте площади участков могут быть от 10 соток и выше, особенно если концепция поселка предполагает формат семейной усадьбы.

 

Трансформация аудитории и изменение потребностей покупателей 

 

Аналитики Департамента жилой недвижимости Ricci также отметили изменения в приоритетах при выборе частных домов и в портрете клиентов.

 

Для молодых покупателей важны транспортная доступность поселка и наличие рядом маршрутов общественного транспорта, а также эстетический образ проекта и удобство и оперативность решения коммунальных вопросов. Семейные покупатели, в свою очередь, обращают внимание на близость школ и детских садов, а также возможность организации внеурочной деятельности — наличие школ искусств и спортивных клубов.

 

После геополитических изменений 2022 года загородными объектами все чаще стали интересоваться иностранные покупатели. Лидерами по сделкам стали покупатели из стран СНГ: Казахстана, Беларуси, Армении, Азербайджана. Цель приобретения недвижимости — как для инвестиций, так и для переезда в Россию. Покупателей привлекает близкая культурная среда, а также упрощенный процесс оформления сделок.

 

Клиенты из стран Ближнего Востока (ОАЭ, Катара, Саудовской Аравии) также активно интересуются загородной недвижимостью. Они в основном покупают объекты класса deluxe, например, закрытые коттеджные поселки с охраной, для диверсификации активов и заключения статусных сделок. У покупателей из стран Азии — Китая, Индии, Вьетнама — растет спрос со стороны бизнесменов, работающих в России. Среди преимуществ загородных объектов они отмечают логистическую близость к Москве и безопасность.