Сергей Собянин: На станции «Нижегородская» будет построен крупнейший ТПУ Москвы

Пассажиры смогут пересаживаться с одного вида транспорта на другой, снизится нагрузка на автомагистрали, улучшится транспортное обслуживание районов Нижегородский, Рязанский, Лефортово.

На юго-востоке столицы продолжается строительство станции метро «Нижегородская». В дальнейшем она станет основой транспортно-пересадочного узла «Рязанская», рассказал Сергей Собянин на встрече с местными жителями.

«По объему пассажироперевозок это будет самый крупный транспортный узел в нашей стране, один из крупнейших в Европе. Такой проект реализовать очень и очень сложно, — отметил он. — Но мы не стремимся к тому, чтобы создать узел, где будут пересекаться потоки людей со всех видов транспорта, а наоборот, делаем так, чтобы было удобно переходить с одного вида транспорта на другой. Плюс обеспечиваем возможность проезда из этой точки практически в любую часть города. В конечном итоге это будет один из лучших с точки зрения транспортной доступности районов. И конечно, капитализация вашего жилья повысится».

Около 400 тысяч пассажиров в сутки

ТПУ «Рязанская» будет располагаться на пересечении Рязанского проспекта с Нижегородской улицей и путями Московского центрального кольца (МЦК). Здесь сходятся сразу четыре крупные транспортные артерии города. Основой транспортно-пересадочного узла станут две строящиеся станции «Нижегородская» — Кожуховской и Большой кольцевой линий метро, а также одноименная станция МЦК.

«В 2019 году часть Большой кольцевой линии и Кожуховской ветки будет построена, в этом году уже подземный переход через Рязанский проспект, который строится, будет закончен. Так что с каждым годом здесь будет все более и более обустроена территория», — сказал Сергей Собянин.

В составе ТПУ «Рязанская» появятся пассажирские терминалы, административные здания, а также торговый центр и комплекс апартаментов с офисами и паркингом. Также частью транспортно-пересадочного узла станут наземные перехватывающие парковки для автомобилей, въезжающих в город по Рязанскому проспекту. Сейчас ведется проектирование технологических и коммерческих объектов. Начать строительство планируется уже в этом году.

По словам Мэра Москвы, здесь будет реализовано еще несколько проектов, связанных с реконструкцией путей Горьковского направления Московской железной дороги (МЖД) и строительством магистрали: «Платформа пригородной электрички и реконструкция путей — это раз. Второе — это строительство высокоскоростной магистрали, которая пойдет на Нижний Новгород. Она еще в проекте, но уже начинает продвигаться, вырисовываются контуры этой магистрали. Третье — это превращение участка Горьковского направления МЖД в Московский центральный диаметр, то есть пригородные электрички будут не до центра доезжать, а насквозь проходить через весь город».

В ТПУ «Рязанская» войдет платформа Карачарово Горьковского направления Московской железной дороги. Сейчас здесь идут работы по переносу платформы на полкилометра западнее — ближе к станции МЦК Нижегородская. Их планируется завершить в конце 2018-го — начале 2019 года. Затем на базе Карачарова сделают новую зонную станцию с тремя пассажирскими платформами. Тут будут располагаться шесть путей — четыре главных и два для разворота пригородных поездов. Для некоторых электричек Карачарово станет конечной станцией. Благодаря этому частично разгрузится Курский вокзал. Кроме того, на платформе Карачарово будут останавливаться поезда дальнего следования Москва — Казань.

Открытие транспортно-пересадочного узла «Рязанская» решит сразу несколько задач. Пассажиры смогут комфортно пересаживаться на метро, МЦК, железнодорожный и наземный пассажирский транспорт. Снизится нагрузка на Рязанский проспект, Нижегородскую и другие улицы. Улучшится транспортное обслуживание районов Нижегородский, Рязанский и Лефортово. Будут развиваться и благоустраиваться территории возле ТПУ.

Ожидается, что транспортно-пересадочным узлом «Рязанская» будут пользоваться около 400 тысяч пассажиров в сутки.

Станция в стиле Lego

«Нижегородская» — это колонная пятипролетная станция мелкого заложения с двумя островными платформами. Между ними проложат пути Кожуховской линии, а по бокам от платформ — пути Большой кольцевой линии. Таким способом будет обеспечена кросс-платформенная пересадка между двумя линиями метро. При движении в одном направлении пассажиры смогут пересесть с одной ветки метро на другую на той же платформе, а при следовании в обратную сторону нужно будет перейти на соседнюю платформу.

На станции построят два подземных вестибюля. Юго-восточный будет вести к пешеходному переходу под Рязанским проспектом, северо-западный — к станции МЦК Нижегородская и железнодорожной платформе Карачарово.

Станцию украсят большими разноцветными элементами в стиле конструктора Lego. В отделке используют металлокерамические и керамогранитные панели желтого, оранжевого, зеленого и голубого цветов, а также серый крупноформатный керамогранит, имитирующий бетон. Цветные панели визуально разделят станцию на несколько зон, что, по задумке проектировщиков, станет для пассажиров своеобразной навигационной системой.

Потолок отделают алюминиевыми панелями, стены и карнизы украсят современной графикой. Освещение будет комбинированным: его обеспечат светильники прямого и отраженного света. Стены переходов, вестибюлей и платформ облицуют керамогранитом и натуральным камнем. Пол покроют шлифованным и полированным гранитом серых и коричневых оттенков.

На станции будут эскалаторы и лифты для маломобильных граждан.

Строительство «Нижегородской» ведется по технологии top-down, когда работы в подземной части ведутся сверху вниз от уровня земли. Это позволяет параллельно строить сооружения на поверхности, что сокращает сроки, расходы и площадь работ.

Сейчас специалисты завершают перенос инженерных коммуникаций, ведут работы по разработке грунта котлована, устройству основных конструкций (в том числе железобетонных конструкций подземного перехода), сооружению перегонных тоннелей ветки в депо «Нижегородское».

Проходка перегонного тоннеля от станции «Авиамоторная» выполнена на 20 процентов: из 5,1 тысячи метров пройдено более одной тысячи. Тоннель прокладывают два щита Herrenknecht диаметром шесть метров каждый. Завершить проходку тоннелей планируется в августе — сентябре этого года, закончить строительство всей станции — в 2019 году.

Сначала «Нижегородская» будет функционировать в составе Кожуховской линии метро от «Некрасовки» до «Авиамоторной». В дальнейшем, после завершения строительства Большой кольцевой линии, она станет конечной для Кожуховской линии, а участок «Нижегородская» — «Авиамоторная» войдет в состав Большой кольцевой линии.

120 километров линий и более 60 станций за семь лет

За последние семь лет в столице построено 120,6 километра линий, 64 станции, три вестибюля и шесть электродепо метро и МЦК.

На Люблинско-Дмитровской линии открыты три станции от «Марьина» до «Зябликова» и шесть станций от «Марьиной Рощи» до «Селигерской», вторые вестибюли станций «Марьина Роща» и «Петровско-Разумовская».

На Калининско-Солнцевской линии запустили участок от «Новогиреева» до «Новокосина» и пять станций от «Делового центра» до «Раменок».

В составе Замоскворецкой линии появились два участка — от «Красногвардейской» до «Алма-Атинской» и от «Речного вокзала» до «Ховрина», а также станция «Технопарк».

На Арбатско-Покровской линии заработал участок от станции «Митино» до станции «Пятницкое шоссе», на Таганско-Краснопресненской — три станции от «Выхина» до «Котельников», а также станция «Спартак», на Бутовской — две станции от «Улицы Старокачаловской» до «Битцевского парка».

На Сокольнической линии открыли три станции от «Юго-Западной» до «Саларьева», на Большой кольцевой линии — пять станций от «Делового центра» до «Петровского парка», на Филевской линии — второй вестибюль станции «Международная».

Кроме того, пассажиры могут пользоваться 31 станцией Московского центрального кольца.

Построены и реконструированы электродепо «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское».

Сейчас на различных стадиях градостроительного планирования, проектирования и строительства находится еще около 200 километров линий метро. Если все пойдет по плану, то к 2025–2027 годам протяженность Московского метрополитена увеличится в два раза по сравнению с 2010 годом.