Шедевр Каминского на Большой Никитской: как менялся особняк Лопатиной

Местность, где сегодня проходит Большая Никитская улица, известна с XV века. В те годы здесь пролегала торговая Волоцкая дорога в Великий Новгород. После разделения страны на опричнину и земщину во времена Ивана IV на будущей Большой Никитской разместился Опричный двор, где появилась Кисловская слобода, давшая названия соседним переулкам. Свое нынешнее наименование улица получила благодаря церкви Великомученика Никиты, которая была построена во второй половине XVI века. Сейчас на ее месте расположено здание подстанции московского метро.

Большая Никитская в наши дни по праву может называться посольской. На ней находятся консульство Египта, резиденция посла Турции, посольства Танзании и Испании. Здесь до сих пор сохранилось немало дворянских особняков, среди которых особенно выделяется дом 54, строение 1. Это знаменитый особняк Лопатиной, созданный Александром Каминским в 1876 году.

Фото В. Новикова. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

От доходного дома до общежития большевиков

Анна Лопатина в 70-х годах позапрошлого века была известной московской предпринимательницей. Она выкупила участок на Большой Никитской улице, чтобы построить особняк, доходный дом, конторское здание и складские помещения.

Однако первоначальный план изменился после консультаций с архитектором Александром Каминским, который убедил Анну Васильевну объединить все постройки под одной крышей. Так в 1876 году появился особняк Лопатиной. На цокольном этаже разместили склады, на первом — конторы, на втором — покои хозяйки и меблированные комнаты для сдачи в аренду.

Этот дом — едва ли не первый образец использования «русского стиля» в Москве. Главный фасад оформлен в стилистике русского зодчества допетровского времени и примечателен ромбовидным узором, напоминающим вышивку крестом. Для создания такого эффекта был использован облицовочный кирпич двух оттенков, сделанный на одном из московских заводов.

Окна первого этажа имеют полуциркульное завершение, окна второго декорированы псевдорусскими наличниками. Крыша, напоминающая пирамиду, придает особняку вид терема.

Внутренние интерьеры были оформлены в стиле старорусских палат, а сам особняк огородили кованой чугунной оградой, которая сохранилась до наших дней.

К началу ХХ века дом Лопатиной утратил свое первоначальное назначение и стал полностью доходным. Первый этаж сдавался коммерческим учреждениям, второй — квартирантам. После революции особняк национализировали и превратили в общежитие.

В 1925 году дом сильно пострадал в результате пожара, было почти полностью утрачено внутреннее убранство. Здание, впрочем, быстро восстановили, через три года надстроили третий этаж в строгом соответствии с его стилистикой — к примеру, окна третьего этажа объединили сплошным рядом кокошников. Из простого общежития бывший особняк Лопатиной превратился в общежитие для большевиков-ветеранов. В 1963 году дом передали дипломатическому корпусу Бразилии, после чего временные перегородки убрали, частично восстановив изначальную внутреннюю структуру.

Фото В. Новикова. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Анфилада и обои из Франции

Несмотря на то, что здание на протяжении почти 60 лет не меняло функционального назначения, его общее состояние ухудшалось. В 2017 году под контролем специалистов Департамента культурного наследия началась масштабная научная реставрация особняка, которая продолжалась три года.

Были усилены фундаменты, кирпичную кладку отремонтировали и обработали антигрибковым составом. Стены подвала отштукатурили, а двери воссоздали по историческим аналогам. На кровле специалисты заменили поврежденные стропильные конструкции. Внутри особняка восстановили характерную для XIX века анфиладность помещений, раскрыв ранее заложенные проемы. Воссоздали и лепной декор на потолке и стенах.

Роспись сводов музыкального салона первого этажа выполнили по технологиям храмовой живописи. Удалось воссоздать и наборный паркет, причем в каждом из залов особняка он разный. Оригинальным элементом внутреннего убранства старинного дома стали обои обеденного зала, изготовленные во Франции по технологиям позапрошлого столетия. В здании до сих пор продолжает работать дипломатическая миссия Бразилии, поэтому в оформлении обоев использованы мотивы гравюр баварского художника Иоганна Морица Ругендаса, который в 1820 году принимал участие в русской научной экспедиции в Бразилию.

Работы по реставрации декоративных элементов фасада были наиболее трудоемкими. Особое внимание уделили частично разбитым изразцовым вставкам. Тем не менее приблизительно 90 процентов исходных элементов удалось сохранить.

Особняк Лопатиной стал лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2020» за лучший проект реставрации и приспособления к современному использованию, а также за высокое качество ремонтно-реставрационных работ.

Добавить комментарий