Современная городская архитектура

Современная архитектура основана на переплетении течений и стилей разных исторических эпох, что особенно легко прослеживается на примере российских городов. В мегаполисах все больше стекла и бетона, в исторических кластерах появляются современные элементы дизайна, а архитектурные памятники смотрятся, как редкие подснежники в конце зимы. О том, как развивается современная городская архитектура, рассказывают специалисты компании-производителя геодезических куполов Fullerdome.

Зарождение современных тенденций

Современная архитектура — это архитектурный стиль, возникший в начале двадцатого века в ответ на масштабные изменения как в промышленных технологиях, так и в обществе.

Окончание Первой мировой войны принесло миру новый взгляд на то, как мы живем. Чтобы понять архитектурные начинания, которые были одобрены советской революцией, крайне важно понять рамки, в которых происходили события и изменения. Мир двигался к эпохе модернизма с идеей привнести новый подход к принципам и философии дизайна. Были движения, возникшие из работ Уильяма Морриса и Джона Раскина, которые смотрели на природу, как на источник вдохновения, в то время как другие движения, такие как машинный век, означали индустриализацию дизайна и более абстрактное его представление. Наряду с этими событиями была неизбежна конкуренция политических идеологий, что также оказало глубокое влияние на подход к дизайну и искусству в целом.

image3.jpg

За пределами политической площадки Советского Союза находилось более обширное, привлекательное и заметное поле, где идеи были унаследованы вместе с революцией. Архитектура и изобразительное искусство были способом показать остальному миру, что значит быть коммунистической страной, и Советы сочли нужным изложить это очень четко.

Поэтому можно сказать, что советская архитектура развивалась под огромным влиянием политического климата того времени и места. Дальнейшее влияние оказали руководящие идеологии в изобразительном искусстве. До сталинской архитектуры была конструктивистская архитектура, которая определялась ее руководящими идеалами, основанными на правдивости материалов, их вместимости и ограничениях. В живописи и скульптуре превалировало манипулирование материалами для выражения идеала, вдохновленного собственной пластичностью и сдержанностью формы.

Бюрократия играла заметную роль в закупках, проектировании и использовании архитектуры в Советском Союзе. Было очевидно, что архитектурный язык должен соответствовать политическому направлению. Ничто не должно было строиться или даже проектироваться без участия правительства. Все было тщательно изучено от концепции до завершения. Трения между архитекторами и правительством создавали сложности при работе над проектами. Массовое вмешательство в сферу архитектуры привело к тому, что многие архитекторы перешли к теоретической архитектуре, где великие идеи были исследованы, но не были реализованы. Сохранилось множество примеров, показывающих, какое влияние это оказало на построенные и недостроенные проекты. Однако есть примеры создания уникальных проектов вопреки давлению партии. Так знаменитый советский инженер Владимир Григорьевич Шухов в 20-х годах ХХ века построил Шуховскую башню на Шаболовке, которая стоит и по сей день. Условия и сроки строительства не соответствовали реальности, но архитектор справился, оставив после себя памятник архитектуры. Башня выполнена по технологии сетчатой оболочки, разработанной Шуховым в конце ХlХ века. Подобные конструкции отличаются легкостью и прочностью, а время строительства сокращено по сравнению с аналогами классической технологии строительства.

image1.jpg

Архитектура городов сегодня

Подобно идеям сталинского ампира в архитектуре, сегодня прослеживается стремление восстановить вертикаль архитектурных форм, привлекая внимание к высоте зданий, тем самым демонстрируя монументальную силу. Конструктивистские идеи модернизированы и переосмыслены, чтобы быть повторно использованными в концепции дизайна современных построек. Подобные идеи находят подтверждение в проекте Москва-Сити.

image2.jpg

В более частных сферах русская архитектура пережила некоторую бунтарскую эволюцию. В 2010 году Дэвид Аджайе из Adjaye Associates спроектировал здание для Московской школы управления в Skolkovo. Он черпал вдохновение в работах русского художника-авангардиста Казимира Малевича. Дизайн Аджайе восходит к идеологии творчества художника и бунтарской природе русской архитектуры. Фасад, а также форма используют горизонтальность и другие идеи, вдохновленные Малевичем, для создания уникального убедительного произведения.

image4.jpg

Очевидно, что на протяжении всей своей истории архитектура России испытывала множество влияний. Будь то под сильной рукой правительств или философских и дизайнерских движений. Хотя уникальная архитектура появлялась в разные эпохи, архитектура остается языком, который напоминает о прошлых идеях. Богатое культурное наследие оставляет простор для творческой реализации любых идей.