Созданная в Москве экосистема закупок позволяет увеличить конкуренцию среди поставщиков и экономить средства бюджета

В Москве создана уникальная экосистема закупок, которая позволила усилить конкуренцию среди поставщиков, снизить цены в госзакупках и увеличить долю «длинных» контрактов, сообщил министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Кирилл Пуртов на конференции «Новое качество развития городов: от проектов к результатам сквозь закупки».

Москва занимает первое место по объему регулируемых закупок в России, в сумме по 44 и 223 федеральным законам на столицу приходится 16% всего объема регулируемых закупок страны.

«Благодаря совершенствованию регулирования в сфере закупок нам удалось наладить информирование максимального числа потенциальных участников о государственной потребности, привлечь их к состязанию, на котором побеждает тот, кто предложит наилучшие условия. Так, если в 2018 году на один лот закупки по 44 федеральному закону поступало в среднем 4,8 заявок поставщиков, то в 2020 году — уже 6,5 заявок», — подчеркнул министр.

Закупочный процесс организуется таким образом, чтобы участие в торгах было максимально простым и удобным для потенциальных поставщиков, а заказчики были лишены возможности устанавливать необоснованные требования к предмету закупки. Этому способствует стандартизация документации, благодаря которой формируется грамотная, однозначная для понимания и удобная для применения — как для заказчика, так и для поставщика — закупочная документация.

Исключение из документации избыточных требований позволяет экономить до 10% денежных средств, при этом грамотное описание потребности обеспечивает получение требуемых товаров, работ, услуг. На сегодняшний день типовая документация охватывает около 73% регулярных закупок заказчиков города Москвы, объем которых превышает 409 миллиардов рублей. В городе применяется 350 комплектов типовых документов по разным направлениям.

Растет и срок, на который заключаются госконтракты, причем, этот тренд сохранялся и в «ковидный» 2020 год. С 2018 года в деньгах объем контрактов со сроком реализации более 3 лет вырос с 29% до 55%, в перспективе объем контрактов, заключаемых больше, чем на год, должен превысить 90%.

Для повышения экономической эффективности закупок в городе Москве реализован инструмент ценовой экспертизы закупок — то есть закупки с ценой от 10 млн рублей для 44-ФЗ и 50 млн рублей для 223-ФЗ подлежат экспертизе начальной максимальной цены контракта (договора). Экспертиза способствует качественному планированию и экономии бюджетных средств, прозрачности и обоснованности ценообразования, оптимизации самой процедуры закупки и помогает снизить число несостоявшихся торгов. «В будущем мы планируем снизить эти пороги за счет полной автоматизации процесса», — отметил министр.

Благодаря экспертизе НМЦК в прошлом году было сэкономлено более 43 млрд рублей бюджетных средств, а за 9 месяцев 2021 года экономия составила уже более 60 млрд рублей. За этот период были проверены закупки на сумму свыше 635 млрд рублей, выдано более 3100 экспертных заключений.

«Создание экосистемы госзакупок — важная и ответственная цель для любого госзаказчика, который осуществляет закупки в больших объемах. Москва внедрила уникальные практики в этой сфере и готова делиться своим наработками с другими регионами», — подчеркнул Кирилл Пуртов.