Спрограммировать будущее: чему учат в классах предпрофессионального образования

Эти школьники точно знают, кем станут в будущем. В свои 15‒16 лет они уже очень серьезные, целеустремленные и самостоятельные. Ребята учатся по программе предпрофессионального образования, которая появилась в Москве в 2015 году. Сегодня они могут выбрать один из восьми профилей, среди которых ИT, медиа, предпринимательский, инженерный, академический (научно-исследовательский), медицинский, новый педагогический и кадетский. Параллельно ученики этих классов посещают тренинги в вузах, лабораториях и крупных компаниях. О том, что узнали школьники за 2021-й, какие проекты разработали и с чем вступили в новый год — в материале mos.ru.

Возглавить интернет-проект

Новое предпрофессиональное направление 2021 года — медиаклассы, проект действует в 66 школах. Десятиклассники Антон Данилов и Виктория Вахнина из школы № 1329 рассказывают, что с детства мечтали о журналистике. Виктория с пятого класса пишет тексты и участвует в литературных конкурсах, а Антон увлекается фото- и видеосъемкой. Когда открылся медиакласс, они записались в числе первых. Теперь Виктория и Антон осваивают компетенции фоторепортера, тележурналиста, специалиста по связям с общественностью, графического дизайнера.

«Все занятия практические. Нам выдают ноутбуки, и под руководством куратора мы сразу пишем, снимаем сюжеты, верстаем телепрограммы. Причем доступ к камерам и прочим технологиям открыт постоянно. Любой может прийти и что-то поснимать в удобное время», — рассказывает Антон.

Например, ребята опросили учеников разных классов, как они относятся к празднованию Нового года, записали стендап, составили сценарий и смонтировали ролик. В школе есть телестудия, где ученики медиакласса готовят выпуски новостей. А накануне Нового года Антон и Виктория запустили портал о предпрофессиональном журналистском образовании.

 

Юноша и девушка планируют поступать на факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

По словам куратора медиакласса Евгении Замоториной, мотивированы не только Антон и Виктория, а все ученики. Здесь нет тех, кто просто проходил мимо.

«За полгода, с момента открытия класса, ни один из 28 не ушел, напротив — другие ребята спрашивают, как к нам попасть. Их не пугают тестирование и сочинение, обязательные при поступлении», — отмечает преподаватель.

Будущее науки: где в Москве готовят юных инженеров, врачей и ИТ-специалистов

Завести подземного робота

Илья Шелех и Тимофей Арлинеков учатся в 11-м ИТ-классе школы № 2114. Ребята полтора года изучают информационные технологии. Программу внедрили в столичные учебные заведения в 2019-м, сейчас ИT-классы есть в 75 школах.

«До этого мы оба учились в физико-математическом классе и демонстрировали хорошие результаты по информатике. Информационные технологии привлекли тем, что сегодня это бурно развивающееся и востребованное направление», — объясняет Илья.

На занятиях ИT-класса старшеклассники решают серьезные задачи. Например, разработали нейросеть, которая считывает рукописный текст. А их совместный проект года — роботизированный комплекс прокладки городских коммуникаций.

«Я лично занимался сборкой и пусконаладочными работами! — с гордостью говорит Тимофей. — А Илья одновременно программировал контроллеры для робота и управлял общим процессом производства прототипа». Они практически все делали сами, лишь иногда спрашивали совета у куратора Кирилла Шувалова.

Ребята настолько грамотно и профессионально рассказывают о своем изобретении, что кажется, будто они не школьники, а ученые со стажем.

 

Пока изобретение требует доработки, но юноши планируют вернуться к нему позже. Сейчас Илья и Тимофей уже готовятся к ЕГЭ. Дальнейшее обучение они собираются продолжить в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» или Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана.

Научиться продвижению в сетях

Десятиклассницы Дарья Гусева и Валерия Бартоломей учатся в предпринимательском классе школы № 1788. Это достаточно новое направление в столичной системе образования: его открыли в 44 учебных заведениях в сентябре 2021 года. Чтобы учиться в таком классе, Дарья перевелась из другой школы.

«Предпринимательство сразу захватило мое внимание: здесь учат маркетингу, продвижению в социальных сетях», — рассуждает Дарья.

По словам педагога девочек Марины Аковой, особенность предпринимательского класса — углубленное изучение экономики, финансовой грамотности, права, обществознания, английского языка. Кроме того, у самых продвинутых старшеклассников есть возможность пройти обучение на курсах в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова. В этом году этим шансом воспользовались Дарья и Валерия. В течение двух месяцев они осваивали инструменты для привлечения целевой аудитории, эффективных продаж, продвижения. В итоге решили создать страницу в «Инстаграме» о фрилансе.

 

Заказчики — школа, клиника косметологии и мебельный магазин. Девочки называют их клиентами и пишут бизнес-план.

«Знания, которые мы получаем в предпринимательском классе, полезны во всех сферах жизни, помогают не только применить талант художника, но и заработать на нем. Наши заказчики признались, что им нравится, в частности, оформление страницы в “Инстаграме”. Я сама рисую и фотографирую, но мы думаем пригласить в команду фотографа. Времени не хватает», — говорит Валерия.

Через тернии к новым высотам: москвичи — о триумфе на олимпиаде по астрономии и астрофизикеВ предпрофессиональных классах будут учиться более 50 тысяч школьниковУчитель в хитоне: как молодые педагоги проводят уроки и что их вдохновляет