Как вспоминали американцы, служившие на судах речного патруля, базировавшегося в Шанхае на реке Янцзы, «29 русских кораблей, некоторые из которых были величиной не более портового буксира, прибыли из Владивостока вместе с 10 300 военными и их семьями. Они уезжали из дома, вероятно, навсегда, и все пространство на кораблях было забито гитарами, гармошками, часами, самоварами, водкой и фотоальбомами. Хорошо образованным и воспитанным, им пришлось вступить в конкуренцию с простыми кули, готовыми работать только для того, чтобы просто существовать. 600 русских офицеров служили в оплачиваемых подразделениях Волонтерского корпуса Шанхая, работали шоферами, механиками, водителями автобусов, трамвайными контролерами, охранниками у богатых китайцев, получая от 30 до 60 долларов в месяц».
Так, от рук пиратов погиб капитан маленького парохода Воронцов. В начале 20-х на английском пароходе в бою был убит русский охранник Терентьев. Во время одного из рейсов был убит русский начальник охраны Матвеев, а тело его пираты выбросили в море. Произошло это во время его первого рейса. Он только что прибыл из китайской армии варлорда Чжан Цзунчана, где был наемником, и получил под охрану старый пароход «Цзинань».
Накануне он прошел инструктаж: «Главное, будь осторожен при посадке пассажиров на пароход, тщательно осматривай каждого пассажира-китайца, не забывай, что твоя жизнь зависит от того, насколько хорошо ты их осмотришь. Проворонишь – первая пуля тебе».
В 1933 г. так и не принявшая советского гражданства группа русских моряков, состоявшая из командира корабля старшего лейтенанта Бориса Вихмана и капитана первого ранга штурмана Николая Азарьева, вышла в море в свой обычный коммерческий рейс на пароходе «Шен Ань».
1 июля 1933 г. китайское торговое судно «Шен Ань» было обнаружено выброшенным на берег на известном даляньском пригородном пляже Хошигуара без признаков команды Вихмана на борту.
По горячим следам японская полиция задержала трех сошедших с него иностранцев и через несколько дней еще двоих, уже в самом городе. Судно и люди вызвали у японцев подозрение, и последних поместили под арест на четыре месяца для разбирательств, в ходе которых было выяснено следующее.
В 200 милях к северу от Шанхая в ночь на 28 июня они ворвались в каюту 39-летнего капитана Вихмана, убили его, его старшего помощника Азарьева и молодую латвийку – жену последнего, только как четыре месяца сыгравшую с ним свою свадьбу. Также убили и семерых оказавших сопротивление китайцев – членов команды. Тела всех убитых сбросили за борт.
Все же местный суд Квантунского правительства под председательством Бунсабуро Матсумото решил начать свой судебный процесс.
Пятого июля на корабле в каюте капитана при обыске был найден глазной зуб с золотой коронкой, принадлежавший Борису Вихману. Он стал единственным останком убиенных и единственной, но неопровержимой уликой свершенного преступления. Найденный зуб и несколько пустых гильз доказывали тот факт, что пираты выстрелили капитану в челюсть в его каюте.
На суде Гаучи рассказал, что весь план разработал Таудиен, а Вестерманн придал плану драматизма, начав убивать команду парохода. Таудиен же со своей стороны отказался признать главенство и сказал, что лидеры – Вестерманн и Гаучи, а оговаривают они его потому, что держат на него злобу за то, что он не пошел сразу в Вальпараисо, а решил зайти в Далянь, что привело к их поимке.
Суд над пиратами закончился только в декабре 1934 г. К смерти были приговорены Уго Таудиен и Хейнрич Вестерманн. Шредер был приговорен к десяти годам заключения, остальные – к пожизненному.
Жертвы россиян были не напрасными. Случай с кораблем «Шен Ань» инициировал работу по созданию в Китае так называемой Антипиратской охраны, в которой русские занимали центральное место. Благодаря ее активной работе пиратство сошло на нет: если в начале 1920-х нападения случались почти каждую неделю, то в начале 1930-х годов их уже было зафиксировано всего два. Вклад россиян в дело борьбы с пиратами отмечен сегодня на официальном сайте Полицейских сил правительства специального административного района Гонконг такими словами: «В море были такие серьезные проблемы, как пираты и похитители судов, что было создано специальное подразделение, в основном из русских белоэмигрантов, которое было размещено на прибрежных судах для предотвращения пиратства».
Юрий УФИМЦЕВ