«Тыква» с французским акцентом. Рассматриваем вазу супруги Николая II

В музее-усадьбе «Кусково» хранится немало сокровищ — и за каждым, даже неброским на первый взгляд предметом стоит интересная история. Новая героиня рубрики «Истории вещей» — ваза «Тыква», 110 лет назад созда нная по заказу Александры Федоровны Романовой.

Об одном из самых известных французских художников эпохи ар-нуво, его экспериментах со стеклом и любви к цветам, а также о том, как он повлиял на вкус Романовой, — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Вазы императрицы Александры Федоровны

Ваза «Тыква», выполненная резчиком Афанасием Андреевым по рисунку Василия Кокина на Императорском стеклянном заводе, появилась в царской семье в 1910 году на Рождество. Своей округлой формой ваза напоминает спелую тыкву, эту ассоциацию поддерживает и декор — на ее поверхности изображены темно-фиолетовые стебли, листья и цветки растения из семейства тыквенных. Афанасий Андреев ее, используя подход французского мастера Эмиля Галле, чьи работы очень нравились супруге Николая II Александре Федоровне. Императрица предпочитала окружать себя если не его шедеврами, то вещами, сделанными по методикам Галле.

Впервые Александра Федоровна познакомилась с его работами в 1896 году во время официальной поездки в Париж. Среди подарков, полученных царскими особами в составе делегации, были две парные вазы Галле с изображением розовых орхидей — любимых цветов художника. Эти стеклянные шедевры стояли в Серебряной гостиной Зимнего дворца. Еще одну, темно-зеленую вазу с цветами георгина, созданную в 1898 году, Александра Федоровна поместила в общую гостиную на овальный стол у дивана. Серебряную оправу к ней выполнил ведущий мастер фирмы Фаберже Юлий Раппопорт.

Работы Галле можно было встретить и в кабинетах императорской четы: несколько произведений стояли в кабинете Николая II, а письменный и рабочий столы Александры Федоровны украшали две вазы с изображением клематиса и анемонов.

Увлечение императрицы искусством знаменитого художника и реформатора художественного стекла Эмиля Галле было так велико, что Александра Федоровна часто лично утверждала рисунки для стеклянных произведений, которые должны были изготовить «по способу Галле» на Императорском стеклянном заводе и доставить ко двору на Рождество и Пасху в качестве подношения. Именно так была создана и ваза «Тыква». Вот как описывал процесс отбора таких подношений инженер Николай Качалов в своей книге «Стекло»:

«Директору завода в кабинет вносили и расставляли на огромном столе предназначенные к подношению вещи, и здесь происходил их окончательный отбор. Многие изделия для гарантии качества исполнялись в двух экземплярах, и здесь же, на последнем испытании, худший из двух экземпляров разбивался собственноручно директором при помощи обычного молотка… Все, что предназначалось для дворца, должно было быть уникальным. Дубликаты не допускались. После окончательного отбора тщательно упакованная продукция, погруженная на фургоны дворцового ведомства, в “английской упряжке” и с “ливрейными” кучерами при длинных хлыстах направлялась в Царское Село».

Стеклянный революционер

Сын стеклодува Эмиль Галле с детства помогал отцу на семейной фабрике по производству фаянса, расписывая посуду и покрывая ее эмалью. Основы стеклоделия Эмиль постигал в училище Веймара, параллельно изучая живопись, химию и ботанику. Поработав на производстве отца и стекольной фабрике в Мейзентале, в 1874 году он открыл свою мастерскую. Там Галле работал со стеклом по технологиям, привезенным из европейских путешествий. Он экспериментировал, покрывая изделия из прозрачного стекла эмалью. Его вазы, кувшины и чаши были настоящими произведениями искусства.

В мастерской Эмиля Галле. 1900 год

Для своей мастерской он выбрал девиз: «Наши корни лежат на пороге лесов, во мху у края пруда». Совмещая стеклоделие с детским увлечением ботаникой, Эмиль стал активно использовать природные образы в производстве: изображал на своей продукции диковинные цветы и растения, детально прорисовывал каждую веточку и лепесток. Он использовал для украшений все разнообразие растительного мира — от хризантем до чертополоха, добавлял к цветам стрекоз и бабочек. Чаще всего на изделиях Галле появлялись лилии и орхидеи — явные фавориты художника.

Эмиль Галле осваивал технологии японцев, обрабатывая слои многослойного стекла кислотой и красителями и пытаясь повторить фактуру поделочных камней. До него европейским мастерам не удавалось добиться такого совершенства исполнения. Галле придумал технологию «лунного света», подкрашивая прозрачное стекло кобальтом, и стал первым, кто использовал электричество при производстве разрисованных стеклянных светильников. В 1884 году художник создал серию ваз с цитатами из стихотворений Бодлера, Верлена и Вийона, а годом ранее запустил производство мебели с фигурной резьбой.

Произведения Галле из цветного многослойного стекла впервые были продемонстрированы широкой публике в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Именно тогда придуманные им новые технологии обработки стекла заинтересовали руководство Императорского стеклянного завода в Санкт-Петербурге. По указанию директора Дмитрия Гурьева мастера завода начали разрабатывать собственные изделия из многослойного стекла — в 1893 году в России была сделана первая ваза «по способу Галле».

В. Пруве. Портрет Эмиля Галле (фрагмент). 1864–1904 годы

Добавить комментарий