Мировой автопром усиленно инвестирует в Америке и Германии

Готовясь к буму электромобилей, ведущие автостроители вкладывают деньги теперь не столько в Китае или России, сколько в индустриально развитых странах, отмечает Ernst & Young.

У крупнейших автостроителей мира меняются инвестиционные приоритеты. Ведущие представители отрасли теперь усиленно вкладывают деньги в США и в Евросоюзе, особенно в ФРГ, и сокращают капиталовложения в Китае и в других странах с развивающимися рынками, в том числе в России. В производство электромобилей активнее всех инвестируют сейчас немецкие концерны, при этом они делают ставку на предприятия в самой Германии.

Лидеры отрасли развернули денежные потоки

Таковы важнейшие выводы исследования, опубликованного 12 марта во Франкфурте-на-Майне немецким отделением международной консалтинговой компании Ernst & Young (EY). Ее эксперты проанализировали инвестиционные решения, принятые в 2010-2017 годах 16 крупнейшими немецкими, японскими, американскими, южнокорейскими, французскими и итальянскими автомобилестроительными фирмами: от Volkswagen, Toyota и General Motors до Renault, Fiat Chrysler или Kia. Капиталовложения компаний из Китая и других стран не учитывались (прежде всего из-за отсутствия достаточного количества свободно доступных данных).

В 2017 году Volkswagen выделил 2,9 млрд евро на модернизацию своего головного завода в Вольфсбурге

Авторы исследования подсчитали, что в первой половине этого десятилетия полтора десятка лидеров мирового автопрома львиную долю своих инвестиций направляли в три страны. В США с 2010 по 2016 год в модернизацию существующего и создание нового автомобильного производства было вложено 29,5 млрд евро, в Китае 25,2 млрд евро, в Германии 23,1 млрд евро. Для сравнения: в России, занявшую в этом списке 7-е место вслед за Мексикой, Испанией и Бразилией, за тот же период иностранные автопроизводители инвестировали 9,4 млрд евро.

Однако в 2017 году, свидетельствует исследование, картина заметно изменилась. Если в Китае было вложено 2 млрд евро, то в США 8,6 млрд евро, а в Германии 12,3 млрд евро. Иными словами, тройка лидеров не изменилась (что неудивительно, ведь это крупнейшие авторынки на своих континентах), однако внутри нее произошли знаковые перестановки: иностранные капиталовложения в автомобильную промышленность Китая обвально сократились, зато в немецком автопроме начался инвестиционный бум, который катапультировал Германию с третьего сразу на первое место. В России осуществленные или объявленные иностранные инвестиции в автостроение составили в прошлом году 0,3 млрд евро.

Крупнейшие автостроители готовятся к буму электромобилей

Конечно, данные одного года могут оказаться совсем не показательными. Поэтому эксперты EY приводят следующие подсчеты. На четыре страны группы БРИК — Бразилия, Россия, Индия и Китай — в 2010-2012 годах приходилось в среднем 42 процента всех инвестиций мирового автопрома, в 2014-2017 годах доля группы составляла в среднем уже только 19 процентов, а если брать один лишь прошлый год, то она снизилась до 9 процентов.

Завод Daimler по выпуску батарей для электромобилей в Каменце

Один завод по выпуску батарей для электромобилей в Каменце уже есть, теперь Daimler строит второй

Тенденция к изменению географии капиталовложений в отрасли очевидна. Период, когда инвестиции активно шли из индустриально развитых стран на развивающиеся рынки, где стремительно создавались и увеличивались мощности для производства автомобилей, похоже, закончился. Потоки развернулись, деньги в данный момент опять «возвращаются» в Америку и Европу. Прежде всего — в Германию, хотя в 2017 году, к примеру, 1,1 млрд евро был вложен в Чехию, 0,8 млрд евро в Испанию и по 0,3 млрд евро во Францию и Великобританию.

Матьё Майер (Mathieu Meyer), соавтор исследования и член правления немецкого отделения EY, указывает: мировой автопром переживает сейчас переломный момент — отрасль готовится к предстоящему буму электромобилей. Поэтому крупнейшие автоконцерны, в том числе немецкие, «инвестируют в новые конструкторские и производственные мощности на важнейших рынках, а также повышают уровень автоматизации и гибкость действующих предприятий — в том числе для того, чтобы встретить во всеоружии ожидаемый сильный рост продаж электромобилей».

Немецкие автоконцерны развивают производство у себя дома

Особенно наглядно это видно на примере немецких автоконцернов. Долго увлеченные развитием дизельной технологии, они в известной мере проспали начавшуюся в мировом автопроме переориентацию на альтернативные двигатели: серийное производство гибридов начала в Японии Toyota, электромобили стали ассоциироваться в первую очередь с американской Tesla или японской Nissan. И вот теперь группа Volkswagen (включая Audi и Porsche), Daimler и BMW пытаются как можно быстрее наверстать упущенное.

Контекст

Авторынок Европы: закат дизелей, экспансия гибридов

В исследовании EY указывается, что за последние два года 16 крупнейших автостроителей мира запустили 25 конкретных инвестиционных проектов в области электромобильности общей стоимостью 5,2 млрд евро, из них на долю трех немецких концернов пришлись 15 проектов стоимостью 4,7 млрд евро. «С 2019 года в Китае будет действовать 10-процентная квота на электромобили. Чтобы и дальше играть роль на этом рынке, а он является крупнейшим для немецких автоконцернов, необходимо существенно расширить предложение электромобилей», — поясняет эксперт по автомобильному рынку EY и соавтор исследования Петер Фус (Peter Fuß).

Думая о китайском рынке, а также об американском, немецкие автостроители основные инвестиции в электромобильность осуществляют все же у себя дома, подсчитали эксперты EY. Из выделенных за последние два года на проекты в этой сфере 4,7 млрд евро 3,2 млрд евро были вложены в Германии, на родном рынке реализуются 11 из 15 инвестиционных проектов.

Volkswagen, к примеру, выделил 1 млрд евро на переориентацию своего завода в восточногерманском городе Цвиккау исключительно на выпуск электромобилей, а также 750 миллионов евро на развертывание производства электродвигателей в Касселе, Daimler, в частности, вложил 500 миллионов евро в строительство второй фабрики по производству аккумуляторных батарей в восточногерманском Каменце.

«Нынешнее электрическое наступление немецких автоконцернов вселяет надежду, что Германия и в будущем сохранит за собой большой кусок в пироге мирового автостроения», — приходит к выводу Матьё Майер из немецкого отделения консалтинговой компании Ernst & Young.

Смотрите также:

  • К станции быстрой зарядки в городе Моссе подключен японский электромобиль Nissan Leaf

    «Электрическая революция» в автопроме

    Доля рынка в Норвегии — почти треть

    Мировой лидер в области электромобильности — Норвегия. Благодаря масштабной программе господдержки здесь уже 28 процентов регистрируемых новых легковых машин имеют чисто электрический или гибридный двигатель. К этой станции быстрой зарядки в городе Моссе подключена японская модель Nissan Leaf — с 2010 года самый продаваемый в мире электромобиль.

  • Китайский электромобиль демонстрируется на автосалоне

    «Электрическая революция» в автопроме

    Самый большой спрос — в Китае

    Крупнейшим рынком электромобилей еще в 2015 году стал, обогнав США, Китай. В 2016 году продажи вновь выросли более чем в два раза. Причем лидируют не зарубежные, а многочисленные местные производители, предлагающие растущий выбор бюджетных моделей. Китайские автолюбители очень увлечены новой технологией, а государство их поддерживает: оно хочет снизить загазованность в городах-миллионниках.

  • Бесплатная электрозаправка на парковке супермаркета Aldi

    «Электрическая революция» в автопроме

    Магазин заманивает бесплатной зарядкой

    «Зарядиться солнцем» предлагают бесплатные электрозаправки, которые устанавливает теперь на парковках своих супермаркетов ведущий немецкий дискаунтер Aldi. Маркетинговый расчет очевиден: пока электромобиль подзаряжается, его владелец закупается. А электричество поступает прямо с крыши магазина, где ритейлер установил солнечные батареи.

  • Автомобиль StreetScooter немецкой почты

    «Электрическая революция» в автопроме

    Почтальон подъедет бесшумно

    На электрическую тягу переходят в Германии не только легковые, но и коммерческие автомобили. Компания StreetScooter принадлежит немецкому почтовому концерну Deutsche Post DHL, специально разработала для него минифургон для развоза посылок и весной 2016 года начала его серийное производство. С 2017 года почтальоны будут ежегодно получать по 10 тысяч таких служебных машин.

  • Весной 2016 года BMW представил на автосалоне в Пекине BMW i3 и BMW i8

    «Электрическая революция» в автопроме

    BMW рассчитывает на богатых китайцев

    В премиум-сегменте в борьбу за богатых китайских автомобилистов включился немецкий концерн BMW. Весной 2016 года он представил на автосалоне в Пекине — помимо обновленной компактной модели BMW i3 с электрическим мотором — спортивный гибрид BMW i8, стоящий в Германии 130-145 тысяч евро. В начале года баварский автостроитель провозгласил стратегический поворот в сторону электромобильности.

  • Илон Маск и Tesla S

    «Электрическая революция» в автопроме

    Илон Маск и его Tesla

    Пока в премиум-классе самый популярный в мире электромобиль — продаваемая с 2012 года Model S американской компании Tesla Motors. Ее возглавляет харизматичный милллиардер Илон Маск, одержимый идеей электромобильности. В 2017 году калифорнийский завод Tesla должен начать серийный выпуск электромобиля среднего класса. Model 3 будет стоить 35 тысяч долларов. На нее уже поступило 400 тысяч заказов.

  • Volkswagen, новая платформа для автомобилей с электромотором I.D.

    «Электрическая революция» в автопроме

    Volkswagen обещает 30 новых моделей

    Радикальный стратегический разворот совершил в 2016 году крупнейший автостроитель Европы Volkswagen. До 2025 года он разработает 30 моделей электромобилей и гибридов. Принципиально новая платформа для автомобилей с электромотором I.D. уже готова. Производство на ее основе начнется к 2020 году. Аналог VW Golf сможет проехать без подзарядки до 600 километров и будет стоить как и бензиновая модель.

  • Автомобиль с автономным вождением Google

    «Электрическая революция» в автопроме

    Google готовится стать автостроителем

    И мировой автопром, и IT-компании серьезно занялись темой автономного вождения. Один из первопроходцев в этой области — Google. Сначала американский интернет-гигант экспериментировал с японской моделью Toyota Prius — первым в мире серийным автомобилем с гибридным двигателем. А к концу 2014 года представил собственный электромобиль без руля и педалей. И продолжает экспериментировать.

  •  Глава Renault-Nissan Карлос Гон на фоне автомобиля с автономным вождением

    «Электрическая революция» в автопроме

    Автономное вождение от Nissan

    Вполне возможно, что Google и Apple в конце концов предпочтут сосредоточиться на разработке софта для автономного вождения — а собственно автостроение предоставят тем, кто занимается этим уже более ста лет. Например, французско-японскому концерну Renault-Nissan. Его глава Карлос Гон в начале 2016 года демонстрировал разработки своей фирмы именно в калифорнийской Кремниевой долине.

    Автор: Андрей Гурков

Смотреть видео03:08

Поделиться

Новинки автосалона в Женеве

ОтправитьFacebookTwitterGoogle+WhatsappTumblrVkontakteLivejournalMailМой кругOdnoklassnikiTelegram

Постоянная ссылка http://p.dw.com/p/2u47w

Женевский автосалон: электромобили, летающие машины и уход от дизеля