В Дарвиновском музее прошла дискуссия о современном искусстве

В Дарвиновском музее на платформе zoom в онлайн-формате прошла дискуссия «Современное искусство в научном музее. Кому это надо, Чарльз?» Беседа получилась оживленной и собрала около полусотни участников во время прямой трансляции, которые активно комментировали выступавших в чате и выражали свое мнение. 

Помимо обычных слушателей видеоконференция привлекла специалистов из разных музеев, искусствоведов и художников. Благодаря им дискуссия проходила на высоком уровне и выступления получились содержательными и интересными. Модератором мероприятия выступила заведующая образовательным отделом музея, куратор арт- лаборатории «Клетка» Наталия Михайлова. Представители артели свободных художников — арт- лаборатории «Клетка», — чей проект «Тотальной инсталляции Клетка» можно будет увидеть в музее, как только он откроется, рассказали о своем опыте знакомства и взаимодействия с музейным пространством. В вводной части дискуссии слушатели узнали результаты проведенного Дарвиновским музеем небольшого опроса, который показал, что людей, категорически не воспринимающих современное искусство ни в какой форме, не так уж и много. 

В основном новые художественные направления принимают или относятся к ним нейтрально, если не ко всем, то ко многим. Выставки работ современных художников в музее тоже в большинстве своем посетители воспринимают спокойно или с интересом. Еще участникам видеоконференции рассказали о таком новом направлении в искусстве, как science art, и показали достойные работы молодых авторов, созданные в содружестве с учеными по мотивам реально проведенных научных исследований. 

Внимание слушателей обратили на то, что такие предметы искусства нередко обладают интерактивностью и привлекают не только эстетической стороной, но и неожиданными техническими решениями, которые раскрываются по мере взаимодействия с ними. Например, экспонат может начать издавать звуки при приближении к нему. В связи с этим выставки современного искусства вроде бы являются вполне уместными в научных музеях. С другой стороны, часто они требуют другого подхода к своему восприятию, нежели привычное экспозиционное пространство с витринами и экспонатами. 

Участники мероприятия отмечали, что появление современных объектов в залах может вызвать недоумение посетителей, особенно если они осматривают экспозицию самостоятельно и не имеют опыта извлечения из нее информации. Правда, некоторые посчитали, что, наоборот, контрастирующие с привычными глазу предметами объекты современного искусства разбудят в таких людях жажду знаний. 

В итоге вопрос о симбиозе современного искусства и пространства научных музеев был поставлен весьма остро. Но поиски взаимовыгоды, исключающие из цикла взаимодействия потребителя – посетителей выставок и экспозиций, при всей своей кажущейся соблазнительности многих не устроили. Заведующая выставочным отделом Яна Шкляская отметила в чате, что: «Потребительские позиции с обоих сторон – это утопия». Выступавшие много говорили о том, что могут дать научному музею представители творческих профессий, а художникам – хранители фондов. И все сошлись на том, что в музейной экспозиции должно находиться место только для настоящего искусства.