В Москве прошло заседание Совета по стратегическому развитию и реализации национальных проектов

Экономике Москвы за счет сильной диверсификации и оперативно оказанной поддержки удается с наименьшими потерями переживать связанные с пандемией потрясения. Теперь для столичного бизнеса главными задачами должны стать переформатирование и системные перемены, поскольку для многих отраслей прежние форматы ведения деятельности уже невозможны, сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов на втором заседании Совета по стратегическому развитию и реализации национальных проектов при Правительстве Москвы в понедельник.

«Экономика чувствует себя лучше, чем мы прогнозировали. Предприниматели меняют форматы работы, взаимодействия с потребителем, мы видим существенный рост онлайн торговли. Принятые в пандемию антикризисные меры позволили предприятиям в короткий срок преодолеть последствия ограничений и быстро восстановить обороты до докризисного уровня. К сожалению, не все отрасли пока смогли восстановиться. Мы думаем, какую форму поддержки для них предусмотреть, но, с другой стороны, понимаем, что при снижении потребительского спроса необходимо искать пути выхода из кризиса и новые форматы, которые бы позволили в новых реалиях работать», — подчеркнул вице-мэр.

В целом городская экономика и социальная сфера показали устойчивость к кризису. На текущий момент большинство отраслей демонстрируют восстановительный рост. Так, оборот предприятий торговли и услуг по данным ККТ рос шесть месяцев подряд — с мая по октябрь 2020 года. Даже несмотря на ухудшение эпидемиологической ситуации, в ноябре оборот на 2,6% превысил уровень ноября 2019 года и составил 951 млрд рублей, сообщил министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Кирилл Пуртов.

В свою очередь, наиболее пострадавшие от ограничений отрасли по объективным причинам еще не вернулись к докризисным оборотам. Наибольший спад демонстрируют гостиничный бизнес, туристическая отрасль, кафе и рестораны, то есть, отрасли, деятельность которых во многом зависит от турпотока. До прошлогодних значений пока не восстановился также оборот предприятий малого и среднего бизнеса.

Пандемия изменила потребительское поведение москвичей, сформировав привычку совершать покупки в интернете. Доказательством этого служит снижение посещаемости торговых центров, которая в сентябре достигла 83% уровня сентября прошлого года, а после введения новых ограничений вновь возникла небольшая отрицательная динамика. В свою очередь, высокий уровень развития цифровых сервисов позволил многим московским компаниям в период действия эпидемиологических ограничений расширить долю онлайн-продаж, а также наладить систему доставки — как за счет собственных служб, так и с использованием логистических посредников. «При снятии ограничений экономика Москвы восстанавливается достаточно быстро и активно, мы можем ожидать при стабилизации ситуации восстановление всех отраслей в течение года», — подчеркнул министр.

По словам Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве Татьяны Минеевой, бизнес оценил действенность ранее принятых мер поддержки, в частности — субсидирование кредитных ставок и просит продлить эту меру на 2021 год. Кроме того, московские предприниматели просят продлить освобождение от уплаты аренды за городское имущество.

Президент Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Александр Калинин отметил, что антикризисная поддержка МСП в Москве оказывается оперативно. «Сегодня важнейшей формой поддержки для малого бизнеса является то, что масштабных запретов на ведение деятельности в Москве не вводится. Самое главное, что не прерывается работа. Люди работают с ограничениями, но масштабных запретов, локдаунов не вводится», — подчеркнул он. В качестве новых мер поддержки бизнеса «ОПОРА России» предлагает отложить повышение налога на имущество организаций в следующем году, не снижать объем госзакупок, а также составить карту онлайн-миссий, в ходе которых поставщики с помощью цифровых платформ встречаются с потенциальными импортерами их продукции.