Встреча Михаила Мишустина с председателем правления Пенсионного фонда Андреем Кигимом

Обсуждались, в частности, вопросы внедрения в работу фонда элементов социального казначейства, а также организации новых видов выплат — женщинам, ставшим на учёт на ранних сроках беременности, и пособия родителям-одиночкам.

Из стенограммы:

Встреча Михаила Мишустина с председателем правления Пенсионного фонда Андреем Кигимом

М.Мишустин: Уважаемый
Андрей Степанович, уже начался бюджетный процесс. Идёт согласование основных
параметров, и для Правительства крайне важно сейчас понимать, как обстоят дела
в Пенсионном фонде. Это одна из ключевых структур, за счёт средств которой
выполняются социальные обязательства перед гражданами, выплачиваются пенсии,
различные пособия. Вы уже достаточное время возглавляете Пенсионный фонд. И
хотел бы, чтобы Вы рассказали, как идёт в том числе внедрение элементов
социального казначейства.

Очень важно на сегодняшний
день, чтобы люди как можно меньше времени тратили на сбор различных документов
и справок, как это, в частности,
уже происходит с материнским
капиталом – сертификатом на материнский капитал. С прошлого года он
предоставляется в проактивном режиме и оформляется сразу без каких-либо
заявлений, практически после регистрации рождения ребёнка в загсе.

Расскажите, пожалуйста, сколько семей получили сертификат
таким образом. Как чаще они его используют?

А.Кигим:
Михаил Владимирович, во-первых, спасибо за такие острые, злободневные вопросы. Потому что
социальная сфера, конечно, требует от людей понимания, насколько государство о
них заботится. И в этом отношении могу сказать, что бюджет трёхлетний на
сегодняшний день по макропоказателям сделан и согласован с Минфином. Все
расходы на пенсионное обеспечение, в том числе трансферт, который необходим,
согласованы. Что касается социальных выплат, порядка 2 трлн в год, они тоже
предоставлены. И практически разногласий по бюджету на сегодняшний день не
существует.

Что это нам даёт в
рамках социального казначейства?

Безусловно, Михаил
Владимирович, у нас есть определённые цели. Тема оказалась крайне
востребованной. И вообще формат перехода на социальное казначейство, формат
ЕПГУ, показал неожиданный результат. 99% людей сегодня заинтересованы подавать
заявки в электронном виде. По крайней мере все, кто моложе 45 лет, точно.

Что это даёт?

Мы в прошлом году
выделили на материнский капитал 318 млрд, из которых 288 млрд ушли на жильё.
Сегодня видим, что мера оказалась не просто востребованной – она поддержана
банками. И это тоже, может быть, ещё один плюс электронного беззаявительного
характера, потому что примерно шесть банков предоставляют основной пакет услуг
по ипотеке. Они обращаются сразу через мобильные электронные сервисы к нам, в
наши информационные системы. Это позволяет людям без бумаг, автоматически
получать эту выплату. Это сегодня составляет примерно 90%. По 4% уходит на
образование и 5% – на ежемесячные выплаты. Поэтому с этой точки зрения сервис
комфортный.

Но, как Вы правильно
сказали, социальное казначейство должно убрать все барьеры. Главная проблема
сегодня – нуждаемость. Новые выплаты, которые доверены Пенсионному фонду, мы
смотрим в этом формате. Нам очень помогает ЕГР ЗАГС, потому что мы сразу же видим
все сведения о семьях, Единый реестр населения позволяет обогатить эти базы
данных. И конечно, основная поддержка у нас сегодня со стороны МВД, которое
даёт нам данные и по прописке, и по транспорту. Система работает оперативно.

Стали налаживать новые
форматы Например, по беременным оказалось, что нужен дополнительный сервис. И
Фонд соцстраха, и медики оказались готовы к этому вызову и буквально за две
недели настроили систему и дополнительно к электронному больничному добавили
родовый сертификат. Мы видим, что все получают информацию в электронном виде, и
это действительно облегчает людям задачу. Но нуждаемость требует от нас
ответственности, поэтому  принцип
социального казначейства мы стараемся тестировать и ближе к сентябрю доложим,
насколько оказалось эффективным межведомственное взаимодействие.

Встреча Михаила Мишустина с председателем правления Пенсионного фонда Андреем Кигимом

М.Мишустин:
Вы говорите сейчас о поручениях Президента, которые были даны по поводу введения двух новых мер
поддержки – это выплата женщинам, ставшим на учёт на ранних сроках беременности, а также пособие родителям,
которые воспитывают в одиночку детей от 8 до 17 лет. На предоставление этих
двух ежемесячных выплат в текущем году мы выделили около 50 млрд рублей.

Как эта работа в
принципе организована?

А.Кигим: Михаил
Владимирович, безусловно, работа крайне важная, и здесь мы столкнулись с тем,
что для того, чтобы подтвердить алименты
родителей-одиночек требуются
решения мировых судей. Но я хочу сказать, что местные власти, которые
отвечают за финансирование этих проектов, откликнулись. И это, наверное, тот
самый случай, когда в бумажном виде мы вынуждены всё-таки 70% заявок отдавать
мировым судьям. Но в дальнейшем мы
намерены представить необходимые
документы Вам и Минцифры, для того чтобы этот сервис перевести в
электронный. Эта работа ведётся.

Что касается
беременных, то здесь у нас, к счастью, формат Минздрава позволяет видеть эту
информацию. Но принцип нуждаемости требует,
чтобы мы проверили информацию, касающуюся машины, квартиры,
дохода, который должен быть ниже
прожиточного минимума, для того чтобы заплатить, – это всё говорит о том, что
это будет растянуто во времени. Но людей мы должны индивидуально информировать.
И здесь нам помогает ЕПГУ, на котором мы формируем систему как отказов
мотивированных, так и перечисление средств, когда готовы решения. Не подведём.
Деньги будут потрачены правильно, целевым образом, и люди увидят отношение
государства.

М.Мишустин: Хорошо.
Андрей Степанович, в эпоху цифровой трансформации, когда технологии достаточно
активно развиваются и происходит очень много процессов, связанных с внедрением
так называемой цифры, людям постарше – а клиентами Пенсионного фонда являются в том числе люди старшего поколения, которым не всегда комфортно
работать с «цифрой», – нужно создать
все условия для того, чтобы у них был выбор. Я знаю большое количество людей,
которые, например, не хотят заполнять декларацию в электронном виде, поскольку
в жизни привыкли писать. И людям должно
быть ясно и понятно, что у них есть выбор, что их не заставляют работать
с «цифрой», если им более комфортен путь работы консультативной, работы с
заполнением бумажных форм отчётности.

Мне кажется, очень важно, чтобы в Пенсионном фонде
могли предоставить такие услуги. И чтобы
каждый человек знал, что он может обратиться за консультациями, за
разъяснениями. Как с этим обстоят дела? Есть ли у человека выбор при общении с
Пенсионным фондом по всем функциональным услугам, которые предлагаются?

А.Кигим: Да, Михаил Владимирович, это совершенно
правильно. Старшее поколение – это тема особой нашей заботы. Раньше у
Пенсионного фонда была даже программа обучения компьютерной грамотности старшего поколения, пенсионеров, чтобы
они лучше пользовались этими сервисами.

Но у нас есть 2360 клиентских
служб по стране. И две категории людей в основном становятся сегодня их посетителями. В первую
очередь люди старшего возраста, которые могут прийти как в МФЦ, так и в
Пенсионный фонд и получить индивидуальные консультации. Им оказывается помощь,
в том числе инвалидам, в заполнении документов. Это, конечно, им облегчает
жизнь. Вторая категория – это как раз те, кому мы вынуждены в каких-то случаях
отказать в электронном виде. И для уточнения ситуации они приходят к нам. Эти
службы работают в физическом контакте. Они работают достаточно грамотно,
тактично с людьми. И всё, что не может реализовать электронный сервис или
единый контакт-центр, мы делаем с помощью этих служб.

И даже сейчас, Михаил
Владимирович, когда мы платим одиночкам, у которых по указу Президента должны
быть выплаты, в случае, если не хватает СНИЛС, не подтверждено право, люди
приехали из-за рубежа и у них нет нужного документа, – связываются с ними
индивидуально по телефону, с каждым ведут разъяснительную работу, всё объясняют. И конечно, такая работа
будет сохранена для тех, кто нуждается в индивидуальном клиентском
обслуживании.

М.Мишустин: Андрей
Степанович, здесь очень важно подойти именно с точки зрения удобства людей.
Уверен, что Вы сможете организовать работу так, чтобы у людей был выбор. И те,
кто хочет традиционно получить консультацию или работать с бумажными
носителями, могли это сделать.