Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федеральной налоговой службы Даниилом Егоровым

Обсуждались, в том числе, результаты работы службы за первое полугодие и прогнозы до конца года, поддержка бизнеса в период пандемии, а также новые проекты, реализованные ФНС.

Из стенограммы:

Дом Правительства, Москва

Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федеральной налоговой службы Даниилом Егоровым

М.Мишустин: Даниил Вячеславович, сейчас полным ходом идёт бюджетный
цикл, фактически формируется бюджет на трёхлетку и лимиты бюджетных
обязательств на следующий год. Федеральная налоговая служба – это крупнейший
администратор доходов. Фактически 70% доходов федерального бюджета администрирует
Федеральная налоговая служба и порядка 80% доходов всей бюджетной системы
Российской Федерации. Это большая ответственность, и от качества и
эффективности того, как сработает служба, зависят в том числе все социальные и
прочие выплаты государства, которые гарантируются гражданам Российской
Федерации.

В первую очередь мой вопрос: как обстоят дела с
налоговыми поступлениями, как выглядят итоги первых шести месяцев, какие
прогнозы до конца года?

Д.Егоров: В этом году у нас серьёзный рост экономики по сравнению
с прошлым годом. И это, конечно, не могло не сказаться на поступлениях налогов.
Мы наблюдаем рост консолидированного бюджета более чем на 29%. И если говорить об общей сумме, то в
этом году за полугодие поступление составляет 12,816 трлн рублей. Если говорить
чисто о росте, то это 2,9 трлн рублей.

Понятно, конечно, что 2020 год это некое исключение, некая
аномалия и корректнее сравнивать с поступлениями 2019 года. Если мы говорим о
сравнении с 2019 годом, то всё равно это рост более 15%, то есть это 1,678 трлн
рублей. Если мы уберём нефтегазовые доходы, то рост составит более 2 трлн
рублей.

М.Мишустин: А если инфляцию убрать?

Д.Егоров:
Если инфляцию убрать, то у нас получается рост 14%.

М.Мишустин: Это всех или ненефтегазовых?

Д.Егоров:
Это всех. Я сейчас, если нужно, отдельно разложу по
ненефтегазовым.

Если говорить о факторном анализе, то здесь три основных
фактора. 70% – это, безусловно, экономика. 20% – это законодательство, это как изменение
ставок акцизов, так и поступления по налогам, по которым были предоставлены
отсрочки в предыдущем году, и изменение ставки НДФЛ для сверхдоходов. Кстати, по
ставке НДФЛ уже собрано более 29 млрд рублей, и в целом мы по году рассчитываем
выйти на 70 млрд рублей. Напомню, что эти суммы пойдут на помощь детям с
орфанными заболеваниями. Это первое.

Касаясь оценки того, как мы планируем закончить год с
поступлениями, то здесь следующая картина. Мы, конечно, исходим из
консервативного подхода, но то, что мы уже наблюдаем сегодня, позволяет рассчитывать
на поступление 25,5 трлн рублей, что больше, чем в прошлом году, на 4,5 трлн
рублей. Соответственно, если у нас не будут изменены экономические показатели, то
мы выйдем примерно на такие цифры.

М.Мишустин: В этот непростой год достаточно большое количество
элементов поддержки, которая была оказана людям во время пандемии, шло через
технологические сервисы и платформу Федеральной налоговой службы. Прежде всего это
главная, основная инициатива Президента о выплатах президентских грантов в
сумме: МРОТ умножить на численность людей.

После этого – соответствующая программа «ФОТ 2.0»,
которая позволила в течение шести месяцев брать кредит под 2% с одним главным
условием, что вы сохраняете численность вашей компании в размере 90% и тогда
сможете списать соответствующий кредит, который предоставлялся также в размере
МРОТ, умноженного на численность сотрудников, по тем видам экономической
деятельности, которые наиболее пострадали в период пандемии. Это позволило
более чем 5,4 миллиона людей удержать на работе, дать возможность бизнесу в сложное,
тяжёлое время не разрушиться, а работать.

Далее был ещё целый ряд президентских инициатив, по
которым мы работали. Одна из них совсем недавно была высказана Президентом при
встрече с Правительством. Вы помните, когда мы говорили о вопросах, связанных в
том числе и с последствиями пандемии, Президент предложил также сделать
платформу для выплат в размере МРОТ на численность сотрудников, тем компаниям,
которые пострадают в случае локдауна, который будет вводиться по поручениям
санитарных врачей. Эта работа сегодня исполняется. Хотел бы, чтобы Вы рассказали
также о реализации новых проектов службы, которые стоят на повестке дня.

Д.Егоров: Что касается поручений Президента, то мы уже очень
плотно работаем с Министерством экономического развития, определяем контуры
системы и готовимся к тому, чтобы выплаты проходили в таком же режиме, как это происходило
в том году, чтобы это всё было быстро, качественно и без дополнительных бумажек
от бизнеса, чтобы люди могли очень быстро ощутить помощь государства.

Что касается проектов, которые были реализованы. Естественно,
с нас никто не снимал ответственности по всем проектам, которые были намечены
ранее. Тут следует отметить, что за прошлый и текущий годы есть, как нам
представляется, несколько серьёзных проектов, которые уже реализованы.

Первое – это государственный ресурс бухгалтерской (финансовой)
отчётности, который выполнил две фундаментальные задачи. Больше бизнесу не
нужно сдавать бухгалтерскую (финансовую) отчётность в разные ведомства. Теперь всё
сдаётся только в налоговую службу, что, собственно, реализует принцип «одного
окна». Данные финансовой отчётности публикуются на сайте налоговой, и любой
пользователь в случае необходимости может их получить, как наблюдая за
финансовыми показателями отдельной компании, так и для, по сути, промышленной
обработки этих данных. Более 120 компаний уже сегодня по технологии API получают эти данные
и фактически рождают новую добавленную стоимость, обрабатывая эти данные.

Второе. Запустился ресурс на базе МСП – того ресурса,
который Вы создавали. Следующий ресурс – это ресурс поддержки МСП. Там
прописаны все участники любых программ льготирования как на федеральном, так и
на региональном уровне, что позволяет анализировать, насколько качественно
оказывается помощь бизнесу.

Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федеральной налоговой службы Даниилом Егоровым

Третье. Буквально несколько месяцев назад был принят
закон о том, чтобы предоставлять имущественные и инвестиционные вычеты нашим
гражданам в автоматическом, по сути, проактивном режиме, где нужно выбрать
просто счёт, на который ты получаешь деньги. Эта система запущена, уже более 9
тыс. вычетов гражданам предоставлено. И мы будем наращивать, естественно,
линейку банков (потому что это обмен с банками), подключённых к этой системе. Таким
образом, люди без дополнительных каких-то перипетий со сбором и предоставлением
документов смогут эти вычеты получать.

Всё это вместе вкладывается в общую программу, которую мы
представили и Министерству финансов, и Правительству. Мы считаем, что все
вычеты, которые фигурируют в Налоговом кодексе, нашим гражданам должны предоставляться
в автоматическом режиме. И мы разработали программу, согласно которой люди
смогут как имущественный, так и социальные, стандартные вычеты получать в автоматическом
режиме.

Кроме того, у нас реализован проект прослеживаемости. С
июля этого года запустилась прослеживаемость, теперь она работает. Сейчас
компании к этому привыкают. И пока всё идёт очень хорошо. Данные
предоставляются по 10 группам товаров, и мы планируем выйти к концу года на то,
что оборот в районе 150 млрд рублей
уже будет в системе прослеживаемости.

Также мне кажется важным сказать о том, что в июле завершилась
программа реформы онлайн-касс. Был последний, четвёртый этап.

М.Мишустин: Непростой.

Д.Егоров: Да, непростой. Мы с 2017 года её запускали, делали
поэтапно, аккуратно.

М.Мишустин: Я вспоминаю, когда мы пришли с этой инициативой к
Президенту, насколько было непросто и совсем не очевидно сделать такую реформу.
Но поддержка Владимира Владимировича и напряжённая, системная работа всех
федеральных органов исполнительной власти, которые в этом принимали участие,
наших коллег из правоохранительного блока позволила сделать это очень, мне
кажется, эффективно с точки зрения оборота, с точки зрения увеличения
количества касс в разы и, самое главное, удобства пользователя. Это удобно и
тем, кто покупает, и тем, кто продаёт. Для бизнеса, который сегодня уже как
должное воспринимает эту технологию, это очень удобно. Плюс обеспечена полная
прозрачность перед государством в отчётном режиме в рознице.