Заслуженный артист Приамурья Олег Бойко — о профессии, спектаклях и зрителях

«Что-то внутри щёлкнуло»

Заслуженный артист Приамурья Олег Бойко - о профессии, спектаклях и зрителях

Видео дня

Олег Иванович с детства увлекался искусством, поэтому путь к театру и кино обозначил для себя с юных лет. Планы были поступать в , но финансы на тот момент позволили доехать только до , о чём актёр никогда не жалел, и сейчас не жалеет.

После академии будущий артист отправился в армию. Служба помогла получить жизненный опыт, который оказался полезным, в том числе на сцене.

Актёр — это творческая собирательная профессия. Мы должны всё попробовать и испытать, ведь нам со сцены надо проигрывать человеческие судьбы, — философски отмечает артист.

Год службы пролетел, и снова вернулись мысли о Питере. Но судьба и в этот раз распорядилась иначе.

После армии я встретил своего сокурсника, который немного старше меня возрастом. Он-то мне и сказал, что есть такой чудо-город Благовещенск, — вспоминает . — Знакомого туда уже пригласили работать. И самый важный нюанс — квартиру дают. А в то время такой роскоши почти нигде не осталось — дай Бог, чтоб тебе общежитие дали! Насколько мне было известно, в Питере и такой привилегии уже не было. Просто приезжаешь, работу ещё худо-бедно находишь, а жильё — это твои проблемы.

Конечно, поездка в маленький Благовещенск совсем не вязалась с планами на северную столицу России. Но слово за слово, и решили ехать, однако получить квартиру так и не вышло.

Позже я, честно говоря, сделал ещё одну попытку свалить в Питер, — признаётся Олег Иванович. — Попытка была не очень удачной — перестройка, которая ударила по всей стране. На что я наткнулся? На закрытые театры, разброд и шатания. Кинематограф тоже в подвешенном состоянии, а я тогда как раз к нему больше всего и тяготел. Но судьба в итоге так распорядилась, что я, так тяготеющий к кино, всю жизнь занимаюсь театром.

В нелёгкий для страны период Олег Бойко доехал и до Москвы. Но и там ситуация была не лучше.

Думал, поступлю во ВГИК: пока учусь, буду подрабатывать, — рассказывает актёр. — Но в деканате со мной по-человечески поговорили: «Зачем тебе это надо, молодой человек? Ты уже состоялся. Ты же не откажешься уже от того багажа, который впитал и сердцем, и душой. Поэтому дурака не валяй, занимайся профессией». И я пошёл на вольные хлеба. К той творческой группе примкнул, к другой, чтобы поближе к кино, но ничего не получалось — картины особо не снимали. Все жители бывшего СССР бросились выживать — какое кино?!

В какой-то момент, признаётся Олег Бойко, «что-то щёлкнуло»: заниматься работой не по профессии было прибыльно, но душа требовала сцены.

Я понимал, что надо возвращаться в Благовещенск, — добавляет Олег Иванович. — Было, конечно, и там непросто, но в местном театре всегда занимались своим делом.

«Не бывает маленьких ролей»

В арсенале Олега Бойко около ста ролей: от эпизодических до ведущих. Актёр придерживается мнения, что плохих ролей не бывает и каждый персонаж важен.

Роль по объёму может быть маленькой, но, безусловно, необходимой, — убеждён Олег Бойко. — Поэтому на отрицательного героя, положительного, маленькую роль и большую силы тратишь одинаково. Актёр не просто выходит с каким-то текстом — это всегда импульс. Драматург для тебя же приготовил текст, режиссёр выстроил линию твоего персонажа. Один не выйдет — что остальным делать?

Он также рассказал, что может произойти, если маленький персонаж не выйдет на сцену.

Была как-то ситуация: с одной стороны смешная, с другой неприятная, — припоминает актёр. — Ставили спектакль «Русалочка». И был там один паренёк — он должен был просто прибежать и крикнуть: «Князь! Вас княгиня зовёт!» И вот стоит князь на берегу, горюет по Русалочке. Уже прочитал свой трогательный монолог, сказал, что жить без возлюбленной не сможет. А паренёк всё не прибегает… Пауза затянулась, надо что-то делать, публика ждёт. А у князя на поясе нож висел. Он его вынимает, и всем, в общем, понятно, к чему — он же сказал, что без Русалочки жить не будет. А это нельзя, дальше же спектакль продолжать! Актёр уже замахивается…и на этом моменте гонец запыхавшийся наконец-то прибежал — оказывается, отвлёкся. Князь, конечно, в ярости за кулисами этого гонца за грудки приподнял… И пошёл опять на сцену работать.

Истинные театралы знают, что ни один спектакль нельзя в точности повторить дважды. Нередко актёры становятся заложниками ситуации, возникающей во время спектакля. Но сцена часто помогает им выкрутиться.

Все люди живые, никто не застрахован: подвернулась нога, вылетело слово, другой актёр без этого слова, как без рук — и понеслась, — объясняет Олег Иванович. — Интересно, как актёр из этого выплывет, а выплывать надо. А если пьеса ещё и в стихах! И сразу рифма приходит в голову — сцена сама помогает. Наша профессия ведь такая: ты должен каждый день доказывать, чего ты стоишь. Неважно, что у тебя сегодня что-то получилось, но завтра тебе нужно будет это доказать ещё раз. Как только перестал это делать — всё, до свидания.

«Классика актуальна всегда»

Осенью этого года в Амурском театре драмы состоялась премьера спектакля «Преступление и наказание» по одноимённому произведению Ф. Достоевского. Билеты раскупили задолго до премьеры, хотя многие утверждают, что классика давным-давно устарела.

Не согласен, классика по сути своей актуальна всегда, — уверен Олег Бойко. — Конечно, взгляды режиссёров будут разными, будут учитывать современные веяния, техническое оснащение. Но для того, чтобы поставить Достоевского, нужно иметь смелость замахнуться на такое великое произведение! Но никто из живых не пострадал.

Наряду с классикой в репертуаре театра регулярно появляются современные постановки на социальные темы. Например, недавно прошла другая премьера — на сцене представили спектакль «Луноход».

Тема очень серьёзная: в семье разлад, а между двух конфликтующих взрослых находится ребёнок, — рассказывает Олег Иванович. — Пьеса разделена на две плоскости — сон и реальность. Идея проста — бережнее относитесь к детям. Но понятно, что не все воспринимают спектакль одинаково. У каждого человека внутри — неповторимый космос, и совпадёт он с посылом спектакля или не совпадёт, отзовётся или нет, никогда заранее не скажешь.

«Важно сохранить себя»

Коронавирус затронул все культурно-развлекательные сферы, и театр не стал исключением. Но Олег Бойко относится к пандемии философски.

Как и всех людей, нас это потрясло, пошатнуло, — соглашается Олег Иванович. — У нас же вся работа завязана на живом общении. Онлайн — это уже кино, а не театр. Поэтому пандемия — это, конечно, удар под дых. Вокруг неё сейчас нездоровая «движуха», но это всех объединило. Я считаю, что это природа ополчилась на человека за все гадости и беды, которые он натворил. Мы здесь и сейчас, у нас есть право выбора и возможность сделать добро. Человеку нужно изменить своё отношение к миру.

Тем временем актёры продолжают заниматься своим делом, и амурские театралы отвечают на это неподдельным интересом. В театр даже в разгар пандемии идут и дети, и взрослые. Кстати, работать и для маленьких, и для больших зрителей, говорит Олег Иванович, одинаково приятно. Хотя, естественно, между ними есть разница.

У них фильтры стоят разные, — сравнивает актёр. — У взрослых он уже засорённый — там можно и так и сяк. А вот у детей всё чисто, и фальшь уже не пройдёт. Но и среди взрослых есть те, кто смог сохранить это детское восприятие. Наверное, человеку и надо сберечь себя в любом возрасте. Ты, конечно, уже не дитя, но ещё и не старик. Это нужно, чтобы найти свой путь. В детстве чувствуешь сердцем, потом это чувство, к сожалению, притупляется. Есть люди, которые никогда не были в театре и почему-то гордятся этим: что это, мол, за работа — кривляться на сцене? Ну и молодцы, и нечего там делать, не надо этих людей расстраивать! Пусть человек сам к этому придёт, насильно такие дела не делаются! Конечно, столько нужных профессий: врачи, учителя, аграрии. Все нужны, но каждый имеет право выбора — это большая космическая игра.

Досье

Олег Иванович Бойко. Родился 30 ноября 1971 г. ре. Окончил Дальневосточную государственную академию искусств (ДВГАИ). Служит в Амурском театре драмы с 1994 г.