Жильё для зумеров

Жилье для зумеров: как proptech изменит рынок недвижимости

Любой консервативный бизнес можно превратить в удобный сервис с помощью технологий. Рынок недвижимости — не исключение: по данным EY и CREtech, c 2015 года в мировой proptech инвестировали более $75 млрд, из них треть инвестиций пришлась на прошлый год.
Аренда жилья в один клик, дома за биткоины и роботы вместо риелторов — рассказываем, с помощью чего покупают, арендуют и строят жилье поколения Z и Y и как бизнес может это применить.

Сделки онлайн и большие данные для умных предложений

Одно из основных преимуществ proptech по сравнению с традиционными сделками — экономия времени. Так, по данным опроса KPMG, 65% респондентов из индустрии считают, что proptech улучшит операционную эффективность и увеличит скорость заключения сделки. По мнению 47% опрошенных, технологии сократят расходы и сделают решения пользователей более осознанными.

Действительно, пока наиболее распространенная сфера применения proptech — листинги, то есть подборки предложений для покупки или аренды. Тем не менее это не просто обычные объявления, которые классифайды переняли у бумажных аналогов. Это умные предложения, отобранные специально под нужды пользователей благодаря большим данным.

Согласно исследованию Frost & Sullivan, рынок больших данных растет на 35,9% ежегодно. Мощные вычислительные алгоритмы на базе Big Data — один из стабильных трендов в цифровизации недвижимости. Они заменяют целый штат аналитиков и менеджеров умными предложениями и быстрым исследованием рынка.

Например, GeoPhy вычисляет средний доход, привычки, культуру и увлечения жителей в определенной геолокации (вплоть до тепловых карт передвижений), чтобы подсказать девелоперам и бизнесу самые выгодные места для строительства дома или открытия торгового центра. Американский HomeLight помогает подобрать хорошего риелтора рядом с вами, опираясь на базы данных и свою автоматическую оценку, а «единорог» Opendoor сам назначит справедливую цену на жилье.

Обычно все узнают Opendoor по его главной фиче, электронным замкам. Будущий покупатель может посмотреть дом без риелтора или хозяина, просто получив код от двери в приложении. Но главное, что умеет стартап, –– рассчитывать выгодную цену на недвижимость на основе анализа предложений в нужном городе.

Большие данные помогают и отечественным риелторам и арендодателям. Так, специальные сервисы-классифайды — площадки-агрегаторы — предлагают доступ к обширной базе подробной информации по инфраструктуре районов, средней цене квадратного метра и так далее. На рынке — всего несколько крупных игроков, они хорошо известны аудитории. Ими хорошо воспользоваться, чтобы сделать пользователю выгодное предложение и оставаться с ним на связи через те же классифайды, которые выступают в качестве медиума коммуникации. В перспективе — еще большая персонализация: например информация о собачьих площадках или веганских кафе рядом с домом.

Искусственный интеллект для риелторов

ИИ в недвижимости помогает новому поколению потребителей, которое готово совершать через интернет покупки на гораздо большие суммы, чем их предшественники, только этого и надо — минимум коммуникаций, максимум результата. Сейчас это одна из перспективных направлений. Поэтому, если вы задумываете стартап в сфере недвижимости, обратите внимание на те решения, которые уже есть на рынке.

А их несколько:

Рекомендательные системы и роботы-оценщики

Они же — те самые роботы-риелторы. Например, так работает российский аналог Compass, созданный математиком Алексеем Игошиным, — HomeApp. Скрипт собирает базу объявлений и выделяет изменения цены на квартиры вплоть до конкретного дома.

Затем сервис формирует целевые группы клиентов и бросает силы на маркетинг во всех возможных каналах. За счет анализа огромных объемов данных цены получаются близкими к правде, а квартиры покупают быстрее.

Похожий кейс, но уже в сфере коммерческой недвижимости, сейчас разрабатывает Сбербанк: чтобы снизить нагрузку на залоговых специалистов банка, компания планирует использовать робота-оценщика.

Чат-боты

Говорить о том, что ИИ отнимает хлеб у агентов, не стоит: системы скорее помогают реальным специалистам. Например, компания Apartment Ocean работает по принципу чат-бота — агентство недвижимости может установить виджет на собственный сайт, запрограммировать его на базовую онлайн-консультацию клиента, а затем передать лида живому специалисту.

Более интересный проект в этом сегменте — голосовой помощник Ask DOSS. Это Siri в мире недвижимости. Расскажет обо всем: от ипотечных условий до документов на потенциальное жилье и цене коммунальных услуг в выбранном районе.

Нейросеть для консьержа

…А еще для дизайнера, архитектора и в принципе кого угодно — конечно, в перспективе пяти — десяти лет.

В январе стартап с российскими корнями Archeads привлек $700 млн инвестиций. Благодаря ИИ, обученному на глобальной базе данных разных планов зданий, Archeads позволяет владельцам и брокерам загружать в систему планы этажей, а на выходе получать автоматически созданную планировку помещений. Ссылку на планировку можно отправить клиенту: стартап сделал интерфейс интерактивным и позволяет пользователю менять чертежи в реальном времени.

Виртуальная прогулка вместо офлайн-просмотра

Примерно 80% покупателей недвижимости отмечают, что VR/AR-технологии действительно помогают в выборе жилья. Возможность «прогулки» по квартире ускоряет принятие решения о покупке: потребитель получает возможность оценить интерьер, площадь и планировку квартиры буквально воочию.

VR в недвижимости бывает трех форматов:

мобильный VR: например, простые картонные очки с креплением для смартфона с предустановленной программой;
VR в шоу-румах, офисах продаж и выставках недвижимости;
прогулка по реальному жилью с VR-гарнитурой. Подходит для оценки дизайн-проектов, но стоит очень дорого и не оправдывает свою цель –– давать покупателю сделать выбор удаленно.

Из-за слабого развития VR/AR в коммерческом секторе технология используется, скорее, как рекламный, чем действительно упрощающий рынок инструмент. Часто контент усиливается дополнительными опциями: например геймификацией предметов или приятным закадровым повествованием.

Разработкой подобной решений для рынка недвижимости занимается, например, канадская компания VR Listing: они полностью берут на себя подготовку качественного контента. В России тоже есть аналоги — cервис Planoplan предлагает застройщикам и риелторам 3D-моделирование и VR-ролики за вполне доступную для рынка цену.

Кроме того, для продавцов коммерческого жилья и арендодателей VR — новый канал привлечения клиентов. Так, по данным отчета VRARA, 40% отечественных покупателей квартир считают, что туры в 360° — важная часть для принятия решения. 3D-изображение помогает верно оценить размеры и дизайн виртуальной квартиры, когда они еще находятся на стадии строительства.

Модульное строительство

По прогнозам Zion Market Research, рынок умного жилья к 2022 году вырастет до $53 млрд. С развитием концепции smart cities развивается и технологичное строительство: к 2030 году в нескольких американских штатах планируют возводить все новые постройки как дома нулевого энергопотребления.

Дома, в которых будут жить наши дети, внуки и правнуки, имеют все шансы быть совершенно непохожими на привычные сегодня продукты девелоперов. В 2018 году гигант Amazon инвестировал $7 млн в Plant Prefab –– производителя домов-конструкторов из специальных модулей. В России технология развита не так сильно, однако эксперты прогнозируют, что в будущем она ускорит строительство и снизит затраты на стройматериалы. Так, крупный девелопер ПИК планирует создать на Сахалине фабрику по производству модульных домов на 300 тыс. кв. м в год.

Аналитики отмечают, что представители молодых поколений все чаще отказываются от покупки собственной недвижимости и делают выбор в сторону коливингов или аренды. Возможно, когда поколение Z станет чуть старше, оно и вовсе захочет получать «жилье как услугу». Например, пользоваться сервисами по подписке — три месяца жить в студии в Петербурге, а следующий месяц — в многофункциональном московском коливинге за fix price. Девелоперам и стартаперам стоит смотреть в будущее.

Об авторах
Илья Тихомиров руководитель продукта в «Яндекс.Недвижимость»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Подробнее на РБК:
https://realty.rbc.ru/news/5e8583929a7947c65b944793