Архитектурная подсветка помогает продавать недвижимость в Москве

Светодизайн не только радует глаз, но и маскирует строительные огрехи

Москва – один из самых освещенных городов мира
А. Гордеев / Ведомости

Выделить здание из общей массы, когда темно, подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки – вот цель цель архитектурной подсветки», – считает Владислав Мельников, старший вице-президент банка ВТБ, руководитель проекта МФК Match Point. Правильно подобранный свет усиливает эмоциональное восприятие архитектуры и делает улицы безопаснее, добавляет Иван Федянин, гендиректор L1 Group. Летом 2016 г. на Московском урбанистическом форуме Павел Ливинский, руководитель департамента топливно-энергетического хозяйства города, говорил, что «внедрение новых стандартов световой безопасности будет способствовать не только сокращению количества дорожно-транспортных происшествий, снижению уличной преступности и вандализма, повышению экологической безопасности, но и росту доходов от вечернего туризма, оживлению экономической жизни, увеличению отчислений в бюджет города от дополнительного товарооборота и расширения качества услуг в освещенных и благоустроенных городских пространствах».

Столичное правительство выделяет в 2012–2016 гг. более 64 млрд руб., в том числе более 15 млрд руб. – в 2016 г., на подпрограмму «Развитие единой светоцветовой среды» городской коммунальной программы. Юрий Медведев, партнер Illuminator Project, участвовал в нескольких городских проектах (Садовое, Бульварное кольцо, Московский Кремль, Можайское, Рублевское шоссе) как цветодизайнер. По его подсчетам, полное проектирование светового решения Садового кольца, например, стоило около 60 млн руб., концепция – примерно 10% от этой суммы. Сейчас власти ищут разработчиков архитектурно-художественного освещения Московского центрального кольца (МЦК), всего около 60 объектов – мостов и зданий, сумма пяти контрактов – около 18 млн руб., сообщили в тендерном комитете.

«Свет способен на многое!» – уверена Марина Тыщенко, гендиректор Philips Lighting по России и СНГ. С его помощью можно визуально расширить пространство или сделать его камерным, создать торжественную атмосферу или среду, идеальную для отдыха. Особый интерес – к формированию светового облика столиц. Представитель Philips Lighting приводит примеры: похожее на огромный космический корабль здание Международного центра молодежной культуры в Нанкине, спроектированное Захой Хадид, – визитная карточка региона; домашний стадион ФК «Бавария Мюнхен», оснащенный крупнейшим в Европе светодиодным фасадом; символ Нью-Йорка Эмпайр-стейт-билдинг, парижская Эйфелева башня или колесо обозрения в Лондоне и т. д.

Philips Lighting выступала в роли подрядчика по установке оборудования, были освещены 19 зданий в центре Москвы. «Фасады домов на Новом Арбате, пр-те Мира, Тверской и Тверской-Ямской были оснащены оборудованием, которое позволяет создавать динамичные световые сценарии, превращая здания в огромные дисплеи», – описывает Тыщенко. Светящиеся дома-книжки на Новом Арбате уже стали достопримечательностью – в 2012 г. на них установили светодиодные медиафасады, которые меняют цвет, а в праздничные дни на стены проецируют изображения – от снежинок до сердечек.

Все началось в Париже

В начале XVI в. мэр Парижа издал указ, предписывающий каждому жителю города от заката до восхода «держать зажженную лампу либо свечу на подоконнике окна, выходящего на улицу». «Много света это не давало, но на улицах по крайней мере уже не царила непроглядная тьма», – рассказывает Алексей Суглоб, гендиректор компании «САРОС-свет М». Веком позже в европейских столицах появляется праздничная иллюминация. В архивах Московского Кремля можно найти эскизы оформления церемонии коронации Александра I с оригинальными световыми эффектами, знает Федянин из L1 Group. Термин architectural lighting появился в 30-х гг. XX в., – говорит он. Пионером архитектурного освещения стал Нью-Йорк – на Манхэттене начиная с 1920-х гг. декоративный свет озаряет небоскребы.

Одним из законодателей современной световой моды Мельников считает Китай – Шанхай и Гонконг с их залитыми светом башнями и набережными производят ошеломляющее впечатление на туристов. С размахом подсвечивают здания в Азии и Арабских Эмиратах. В Европе, по мнению Федянина, сложился более умеренный стиль. Но мировой столицей художественной архитектурной подсветки считается французский Лион. Здесь, как и во Франкфурте-на-Майне, ежегодно проходят знаменитые выставки городского светодизайна.

Phillips
В Лос-Анджелесе ровно три года назад был реализован крупнейший в мире проект по переходу на светодиодное уличное освещение. В городе было установлено 141 089 светодиодных ламп. Благодаря модернизации уличной системы освещения ежегодные расходы муниципальной казны на электричество сократились на $7 млн. Еще $2,5 млн власти города экономят на снижении расходов на эксплуатацию ламп
1/11
Phillips
Афинский Акрополь — главная достопримечательность Греции — эффектно подсвечивается мощными прожекторами, благодаря чему сооружение приобретает несколько мистический вид
2/11
Phillips
Гигантские 68-этажные здания Международного центра молодежной культуры в Нанкине (Китай), спроектированного Захой Хадид, имеют интеллектуальную систему освещения, придающую им космический образ. Светотехника зданий воспроизводит 16 млн цветовых оттенков, что позволяет создавать для ночного облика центра самые немыслимые световые сценарии. Любопытно, что эта система освещения потребляет настолько мало электроэнергии, что обходится владельцам зданий всего в 114 евро в день
3/11
Christoph Mukherjee / AP
Allianz Arena в Мюнхене — домашний стадион одновременно двух футбольных клубов: самого богатого немецкого клуба Bayern Munich и одного из старейших клубов TSV 1860 Munich, играющего во Второй лиге. Когда на стадионе играет FC Bayern Munich — подсветка красная, а когда FC TSV 1860 Munich, стадион окрашивается в цвет клуба — синий
4/11
Phillips
London Eye, или «Глаз Лондона» (на фото), — один из самых популярных аттракционов британской столицы и одно из самых крупных колес обозрения в мире (его высота — 135 м). В 2006 г. его оснастили светодиодной подсветкой с возможностью цифрового управления огнями, благодаря чему колесо имеет возможность менять цвета ночью
5/11
Phillips
Париж стал законодателем мировой моды в светодизайне. Именно там в начале XVI в. впервые появилась подсветка улиц. Тогда мэр Парижа издал указ, предписывающий каждому жителю города от заката до восхода «держать зажженную лампу либо свечу на подоконнике окна, выходящего на улицу». С 2000 г. Эйфелева башня (на фото) освещена золотыми огнями. Правда, иногда случаются изменения в цвете башни. Например, в честь председательства Франции в Европейском союзе башня светилась синим цветом
6/11
Д. Новожилов / Ведомости
Московские девелоперы также стараются выделить проекты светом. Так, каждое здание Московского международного делового центра «Москва-сити» в вечернее время подсвечено своим цветом — красным, желтым, зеленым. Напимер, 69-этажное здание мэрии имеет красную подсветку, башня «Россия» — тепло-желтую, «Федерация» — зеленую. При этом снизу тона будут более теплыми, а по мере приближения к венчающей части они осветляются
7/11
Phillips
Светодиоды активно используют не только в высотном строительстве. Ими подсвечивают дорожки и малые архитектурные формы в парках, расставляют акценты на проезжей части. В 2012–2016 гг. власти Москвы выделят более 64 млрд руб., в том числе более 15 млрд руб. – в 2016 г., на подпрограмму «Развитие единой светоцветовой среды» городской коммунальной программы. На фото: парк Горького
8/11
Е. Разумный / Ведомости
«Фасады домов на Новом Арбате, проспекте Мира, Тверской и Тверской-Ямской были оснащены оборудованием, которое позволяет создавать динамичные световые сценарии, превращая здания в огромные дисплеи», – рассказывает Марина Тыщенко, гендиректор Philips Lighting по России и СНГ. Светящиеся дома-книжки на Новом Арбате уже стали достопримечательностью – в 2012 г. на них установили светодиодные медиафасады, которые меняют цвет. А в праздничные дни на стены проецируют изображения – от снежинок до сердечек
9/11
Phillips
У ТРК «Vegas Крокус сити» (на фото) уникальный световой образ торговой галереи – копии Times Square Манхэттена. Здесь сделан медиафасад, способный транслировать любые тексты и изображения вплоть до новостей и информации о пробках в городе
10/11
А. Гордеев / Ведомости
Москва перенасыщена слишком ярким светом, считают специалисты. На фото: ТРЦ «Океания» на Можайском шоссе
11/11

Огни большого города

В 1990-е гг. иностранные туристы в Москве сетовали на недостаточность освещения. В этом отношении российская столица изменилась до неузнаваемости и, по словам Федянина, входит в тройку самых освещенных городов мира. «Не только в центре, но и в других районах архитектурные доминанты освещены, а мосты и транспортные артерии (например ТТК) буквально парят над городом за счет продуманного сценария светодиодной подсветки, у каждого объекта он свой», – комментирует Мельников.

Но качество оформления московских зданий и улиц удовлетворяет не всех специалистов. По мнению Ольги Кортевой, гендиректора «Мастерской света № 9», не хватает целостной концепции городского освещения. «Отсутствует комплексный подход, – сетует архитектор. – Быстро, некачественно, необдуманно и безыдейно – вот принципы сегодняшних действий псевдосветодизайнеров. Примером этого может служить как разорванное световое кольцо на Садовом, так и рваные пятна разнопланово подсвеченных и порой далеко стоящих друг от друга зданий на вылетных магистралях столицы».

Медведев уверен, что световой шум в Москве «уже почти невозможно изменить с помощью классических приемов светодизайна». «Сейчас самое время говорить о пользе темноты, – утверждает он. – Город перенасыщен слишком ярким светом. Что можно сделать, чтобы выделить тот или иной объект на залитой светом улице? Только сделать его еще ярче. Поэтому сейчас, говоря о комфорте световой среды в мегаполисе, имеет смысл погрузиться на время в темноту, чтобы с чистого листа начать формировать качественное городское светоцветовое пространство».

Что касается частностей, Кортева считает неправильным игнорировать стилистику фасадов или использовать сразу много разных приемов: «Не стоит углубляться в детали, оставляя большую часть фасада здания в тени. Все это плюс небрежность в работе – характерные ошибки при проектировании архитектурного освещения».

«За рубежом вместо подсветки огромного количества объектов в короткие сроки к определенным датам предпочитают работать с отдельными зданиями на стадии проектирования. Так светодизайнеру удобнее найти контакт с архитектором и внедрить оборудование грамотно и без накладок, – рассуждает Кортева. – Например, установить светильники на фасаде незаметно, чтобы они не бросались в глаза днем и не портили картину тенями от кронштейнов».

Сценарий для ночи

Московские девелоперы возможностями выделить проекты светом не пренебрегают. «Перед нами стояла задача не только подчеркнуть и выделить здание с темными фасадами ночью, но и поддержать концепцию, название комплекса, – рассказывает о проекте «Дыхание» Григорий Алтухов, коммерческий директор ФСК «Лидер» (девелопер проекта). – Динамичное освещение будет имитировать «дыхание» дома, затраты на подсветку – примерно 8% от стоимости фасада».

Для МФК Match Point разрабатывают два сценария освещения. «Фасады высотной части комплекса выходят на Кутузовский проспект, а более низкие корпуса смотрят на ул. Василисы Кожиной и жилую застройку района «Филевский парк». Перед нами стоит непростая задача сделать такой проект, который будет вписываться в окружающий городской ландшафт, не оттягивая на себя внимание от расположенной рядом Триумфальной арки и мемориала Парка Победы», – делится Мельников.

Свет и техника

Для различных типов городских объектов (парки, памятники или фасады зданий) используются различные приемы архитектурного освещения, рассказывает Алексей Суглоб, гендиректор «САРОС-свет М».

1. Заливка светом. Так подсвечивают нежилые здания, крупные объекты. Необходимы приборы высокой мощности, с широким углом светового луча и их особенное расположение. Обычно светильники устанавливают на некотором удалении от фасада здания.

2. Акцентная подсветка используется, если необходимо выделить интересную деталь: карниз, колонну или окно. Источник освещения находится прямо на фасаде.

3. Скрытая подсветка широко применяется для оформления торговых центров, фонтанов, мостов и т. д. Светового прибора не видно.

4. Световая графика, освещение силуэта. Используется для «рисования» на фасаде контуров здания либо различных узоров. Контрастность узоров создается с помощью оптических линз и отражателей. Кроме того, применяются самосветящиеся шнуры с маленькими лампами со светодиодами.

5. Иллюминация. Это гирлянды, бегущие огни, светящиеся фигуры – все то, что украшает город в праздник. Большинство торгово-развлекательных центров пользуются такими декорациями в течение всего года.

СвернутьПрочитать полный текст

Компания Central Properties в проекте Only (комплекс апартаментов в Филях) намерена привязать сценарии подсветки к биологическим ритмам человека. «Всего предусмотрено 15 сценариев. В зависимости от интенсивности естественного света и времени года компьютерная программа выбирает наиболее оптимальный режим для каждого источника освещения. Утром белый свет помогает проснуться и заряжает энергией. Теплый свет вечером создает ощущение умиротворения и домашнего уюта. Есть праздничные сценарии. Концепцию нам помогала создать «Студия светодизайна», все закладывалось на этапе проектирования», – рассказала бренд-директор Only Ирина Кузнецова. Затраты на подсветку могут составить 150 млн руб., по ее словам.

В ЖК «Панорама Сколково» (проект СМУ-6) силуэт здания прорисовывается световым карнизом, выделяются входные зоны. Для подсветки используются приборы отечественного производства, добавляет архитектор проекта Кортева. Для ЖК «Новогорск» от «Химки групп» компания «САРОС-свет М» подобрала малозаметное и энергоэффективное оборудование и предложила праздничный и повседневный сценарии освещения корпусов и территории.

В ЖК «Резиденции на Всеволожском» сделали акцент на входной группе: резьбе по камню в стиле ар-деко, на кованых элементах. «После 2–3 часов ночи подсветка, по сути, уже не нужна, ее почти никто не видит. Тем не менее она работает, создавая атмосферу места», – говорит Илья Машков, руководитель «Мезонпроекта» (архитектор ЖК). «Цену атмосферы» архитектор оценил в сумму от 3 млн до 20 млн руб., включая сами светильники, системы управления, монтаж и регулировку.

В ТРК «Vegas Крокус сити» специалисты из Philips Lighting предложили уникальный световой образ торговой галереи – копии Times Square Манхэттена, сделали медиафасад, способный транслировать любые тексты и изображения вплоть до новостей и информации о пробках в городе. Здание «Гидропроекта» в Москве тоже служит большим экраном – это крайний случай архитектурной подсветки, которая, по сути, замещает собой сам объект, отмечает Машков.

Светодиоды активно используют в высотном строительстве, подсвечивают дорожки и малые архитектурные формы в парках, расставляют акценты на проезжей части, где технологичные лампы служат указателями, дорожными знаками и проч. В офисных комплексах они помогают создать комфортную среду в вечернее время. Как результат, «подсвечиваемое здание привлекает больше арендаторов и посетителей», говорит Кортева.

Как будут выглядеть обновленные улицы Москвы

КБ «Стрелка»
Главная идея проекта благоустройства Садового кольца — восстановление садов. Помимо «Стрелки» над решениями для Садового кольца и прилегающих территорий работали 17 российских и зарубежных архитектурных бюро. На Садовом кольце будет высажено более 3000 деревьев девяти видов, что позволит отделить пешеходов от проезжей части и снизит уровень шума. В свою очередь, на проезжей части появятся дублеры с пониженной скоростью движения для безопасного въезда во дворы и прилегающие улицы. На фото — проект реконструкции Смоленской площади
1/9
КБ «Стрелка»
На Тверскую улицу вернутся деревья — всего будет высажено 104 липы и еще одна сосна, говорится в описании проекта КБ «Стрелка». На улице обновят остановки общественного транспорта. Перед зданиями Театра им. Ермоловой, Центрального телеграфа, Камергерским переулком появятся стоянки такси. Вдоль всей улицы установят фонари периода 1930-х годов. На площади перед зданием «Известий» появятся новые тротуарные плиты и будут установлены новые лавки. На фото — проект реконструкции Тверской улицы в районе площади перед метро «Пушкинская»
2/9
КБ «Стрелка»
На протяжении всего Бульварного кольца появится пешеходная зона, все бульвары будут объединены в единый маршрут. Для велосипедистов будет построена новая, еще более комфортная велополоса. А вот число существующих машино-мест сократится до 95%. Также со всех улиц уйдет лишняя реклама. На Чистопрудном бульваре поставят кадки с растениями, а у фасадов зданий появится отмостка из гранита. На Гоголевском бульваре благоустроят территорию перед Музеем современного искусства и поставят больше скамеек. На фото — проект реконструкции Сретенского бульвара
3/9
КБ «Стрелка»
После реконструкции на Воздвиженке (на фото), Знаменке, а также на примыкающих к ним Крестовоздвиженском и Староваганьевском переулках появятся новые благоустроенные зоны для отдыха пешеходов с уличной мебелью и растениями в кадках. Так, в переулках пешеходная зона увеличится на 30%. На Воздвиженке появятся три новые благоустроенные зоны для отдыха пешеходов: на площади перед Российской государственной библиотекой, на участке у подземного перехода между домами №7/6 стр. 1 и №7/6 стр. 2 и на площадке перед выходом из наземного вестибюля станции метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии.
4/9
КБ «Стрелка»
Пешеходная зона Газетного, Никитского и Вознесенского (на фото) переулков после реконструкции увеличится на 30%. На пересечении Вознесенского и Елисеевского переулков появится новый городской сквер, а в Газетном переулке — дополнительные пешеходные переходы. В Газетном и Никитском переулках будет произведена замена старых фонарей на растяжках на 58 новых светильников торшерного типа. В Вознесенском переулке будет также установлено 78 новых фонарей.
5/9
КБ «Стрелка»
На Малой Дмитровке напротив театра «Ленком» (на фото) будет создана новая городская площадка — на тротуаре вдоль фасада театра появится уличная мебель. Вдоль всей улицы будет увеличена пешеходная зона с высаженными деревьями и новыми скамейками. Пешеходные переходы будут подняты до уровня тротуара, а остановки общественного транспорта обещают оснастить зарядками для телефонов. Парковочные места оставят на теневой стороне улицы.
6/9
КБ «Стрелка»
По обеим сторонам улицы Таганская будут высажены более 100 деревьев, которые отделят пешеходную зону от проезжей части. Площадь перед метро «Марксистская» (наф фото) будет увеличена на 40%. Также около метро будет организован новый пешеходный переход для удобства пересечения Таганской улицы.
7/9
КБ «Стрелка»
Благоустройство зоны вокруг Кремля (Театральный проезд, улицы Охотный ряд, Моховая и Манежная) также включает расширение тротуаров, которые особенно будут заметны на участке между Театральной площадью и Рождественкой, а также на участке, примыкающем к Третьяковскому проезду. На всем протяжении Театрального проезда будет проведена реорганизация существующих парковочных мест. Перед гостиницей «Метрополь» будет устроена линейная парковка. В пешеходной зоне, примыкающей к Третьяковскому проезду, будет сохранено оригинальное мощение брусчаткой. На фото — проект реконструкции ул. Моховая, выход из метро «Боровицкая»
8/9
КБ «Стрелка»
Проект реконструкции Большой Якиманки (на фото) включает также благоустройство улиц Серафимовича, Малая Якиманка, Якиманский проезд. Вдоль Большой Якиманки и Якиманского проезда будут высажены деревья, которые отделят пешеходную зону от дороги. Также зеленая полоса деревьев будет разделять встречные полосы автомобильного движения. На улицах будут созданы дополнительные наземные пешеходные переходы с островками безопасности. На площади перед станцией метро «Октябрьская» будет расширена пешеходная зона, которую вымостят красным и серым гранитом.
9/9