Русский авангард внутри французского модерна: доходный дом, где жил Маяковский, ждет капитальный ремонт

Фасад исторического здания на улице Красная Пресня (дом 36, строение 1) в этом году отремонтируют, сообщили в Фонде капитального ремонта города Москвы.

Доходный дом купца Моисея Кочубея построили в 1905 году по проекту архитектора Осипа Шишковского на месте двухэтажного деревянного дома. На первом этаже располагалась молочная лавка и мануфактурный магазин, в полуподвале — модная мастерская. В остальных помещениях — квартиры.

Фасады оформлены в стиле французского модерна. Для него свойственна симметричная композиция и лаконичный декор. В центральной части главного фасада на уровне второго и четвертого этажей расположен эркер. По бокам от него на уровне четвертого и пятого этажей две вертикальные композиции — обрамленные резными пилястрами окна. Фасад украшен лепным карнизом, окантованным зубцами и меандром.

В этом доме с 1913 по 1915 год с матерью и сестрами жил поэт Владимир Маяковский. Это единственная сохранившаяся из многих съемных квартир, которые семья Маяковских сменила после переезда в Москву в 1906 году, пока не получила свое жилье. Сохранилась планировка: четыре комнаты, самая маленькая принадлежала поэту, комната матери Александры Алексеевны служила столовой, дальше — комната сестер Людмилы и Ольги, еще одну комнату сдавали. Жильцами Маяковских обычно становились небогатые студенты или знакомые с Кавказа. На стенах — светло-желтые обои и много семейных фотографий.

В 1913 году Владимиру Маяковскому 20 лет, он студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества, погружается в жизнь столицы как поэт и художник, входит в группу футуристов «Гилея», знакомит новых друзей с родными. Некоторое время у них живет Велимир Хлебников.

В 1957 году на фасаде дома появилась мемориальная доска. С 1964-го в квартире постоянно работала выставка. В 1982 году квартиру на Красной Пресне включили в состав Музея В.В. Маяковского.

Там экспонировалась история об американской возлюбленной поэта Элли Джонс и их дочке Патрисии Томпсон (Елене Владимировне Маяковской). Сейчас в этом доме музей «Квартира на Большой Пресне», который входит в состав Государственного музея Владимира Маяковского. 

 

Как реставрируют исторические дома

Лучший способ сохранять здание — регулярно его ремонтировать. В среднем через четверть века каждому из них необходим капитальный ремонт, потому почти все московские дома попадают в региональную программу капитального ремонта. Исключений немного: дома под снос, реконструкцию, включенные в программу реновации, а также дома, где меньше трех квартир.

В домах-памятниках специалисты подрядных организаций столичного Фонда капитального ремонта дарят вторую жизнь фасадам и фундаменту, подвалам и крыше, а также меняют инженерные коммуникации и проводят комплексный капремонт подъезда. Не всегда восстановление такого дома занимает больше времени, чем ремонт обычной многоэтажки. Например, на смену труб и коммуникаций уходит одинаковое время. Но некоторые работы, характерные именно для домов-памятников, требуют особого подхода. В первую очередь это касается обновления исторического фасада, особенно если на нем много элементов декора.

При формировании столичной программы капремонта были учтены возраст жилых домов, сроки эксплуатации лифтов, годы реконструкции и предыдущего капремонта, состояние внутренних инженерных систем и потребность в обновлении. Исходя из этих данных, инженерные системы многоэтажек Москвы были распределены по капитальным трехлеткам. За год до проведения работ владельцы квартир получают уведомления о проведении капремонта, включающие предложения по составу работ. Благодаря удобному цифровому сервису увидеть список систем с распределением по предлагаемым годам капремонта можно даже с собственного смартфона.

После получения уведомления о приближающемся капремонте собственники должны провести общее собрание, чтобы определить сроки и состав работ.

Капитальный ремонт в многоквартирном доме-памятнике — это сложный процесс. Такой ремонт требует тонкого баланса между техническими требованиями к современным зданиям и сохранением уникальности объекта. Например, в доме-памятнике нельзя ставить пластиковые окна или менять исторически присущий цвет.

Метод и технологии ремонта дома-памятника определены в проектно-сметной документации, которая проходит государственную экспертизу и согласовывается с городским Департаментом культурного наследия, который обеспечивает надзор.

По итогам проведения конкурентных процедур определяется подрядная организация из числа лицензированных Минкультуры России, которой предстоит выполнить работы в рамках капремонта.

На объектах культурного наследия не применяется общая схема ремонта. Строители всегда используют индивидуальные решения. Для сохранения исторического облика ведется строгий контроль на протяжении всего процесса. Надзор за выполнением ремонта ведется как со стороны Фонда капремонта, так и Департамента культурного наследия.

«В программе капремонта больше 350 домов-памятников. Их ремонт накладывает особые обязательства, в том числе работу в соответствии с Федеральным законом № 73 “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”», — рассказали в пресс-службе Фонда капитального ремонта Москвы.

Сроки и виды работ по программе капремонта уточняются краткосрочным планом. В плане на 2021–2023 годы 4437 домов. Это часть масштабной региональной программы капитального ремонта. Все строительно-монтажные работы выполняются в строгом соответствии со строительными стандартами, включая городские правила по соблюдению тишины.

Добавить комментарий