М.Мишустин: «Наша цель – увеличить долю отечественных самолётов в парке крупнейших авиаперевозчиков страны как минимум до 30% за следующие девять лет. Важно, что перспективные российские разработки обладают очень хорошим потенциалом».
Вступительное слово Михаила Мишустина
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые друзья!
Рад вас всех приветствовать.
Сегодня мы находимся на площадке Воронежского авиационного завода. Здесь
присутствуют по моему приглашению руководители крупнейших корпораций и
холдингов страны, которые участвуют в программах кооперации по созданию
современных самолётов. Это хорошая возможность нам всем предметно поговорить о
текущем состоянии и перспективах развития самолётостроения. Такое поручение нам
давал Президент, который провёл целый ряд отраслевых совещаний по реализации
ключевых проектов в этой области. Он неоднократно говорил о необходимости
связать территорию страны и, конечно, в первую очередь обеспечить наших граждан
высококачественными услугами нашей авиации с использованием именно
произведённых в стране самолётов.
Участники совещания
-
Список участников совещание о развитии гражданского самолётостроения и обновлении парка самолётов гражданской авиации, 20 января 2021 года
Во время поездок по стране
мы часто посещаем авиапредприятия. Я сам посетил целый ряд важнейших заводов и
предприятий самолётостроения. Мы на месте разбираемся в текущей ситуации. В
прошлом году побывали на ведущих производственных площадках отрасли – это Комсомольск-на-Амуре, Иркутск, Ульяновск, Екатеринбург. Мы в Курске посмотрели на самые
современные средства авионики. Сегодня я видел руководителя курского завода. Он
докладывал на выставке о прогрессе, который есть. В декабре мы были в Перми, где обсудили вопросы развития газотурбинного
двигателестроения. Выделили все необходимые ресурсы, чтобы закончить всю линейку
двигателей, в том числе двигателей высокой тяги для широкофюзеляжных самолётов.
И сегодня мы завершаем этот цикл работы. Мы должны не только сформировать
полную картину положения дел в этой сфере, но и определиться с краткосрочными и
долгосрочными перспективами отрасли.
Поездка
Только что мы посмотрели новейшие достижения
современной отечественной промышленности. В том числе – целый ряд инновационных
решений в области сверхзвуковой пассажирской техники. Это прорывные технологии,
которые в ближайшее время кардинально изменят, на мой взгляд, представления
человечества о качестве полётов.
Разработчики
и производители российских самолётов ведут масштабную работу в области бортовых
систем и оборудования, отвечающих самым современным требованиям, и значительно
продвинулись в этом направлении. Мы сегодня видели целый ряд инновационных
решений, о которых ещё около пяти лет назад и не предполагали думать.
Важно
обеспечить полную технологическую независимость от использования импортной
продукции, от иностранных материалов, комплектующих, пока не имеющих
отечественных аналогов. Решение этой задачи позволит нам снять возможные риски
для развития этой важной для страны отрасли, исключить задержки при выводе на
рынок воздушных судов нового поколения. А также не допустить в дальнейшем
производственные сбои из-за недобросовестной конкуренции со стороны некоторых
иностранных компаний, как, например, это произошло несколько лет назад, когда
ввели торговые ограничения на поставки к нам композитных материалов для крыла
новейшего среднемагистрального отечественного
самолёта МС-21, который мы сейчас видели. Мы их научились делать сами, и
уже на сегодняшний день подтверждаем: то, что делаем мы, по целому ряду
параметров лучше зарубежных аналогов, которые использовались до полного
импортозамещения.
Глава
государства рассматривает устойчивое
развитие гражданского авиастроения в качестве одного из важнейших приоритетов
для нашей страны. По поручению Президента мы утвердили программу
государственного заказа на воздушные суда отечественного производства до 2030
года. Это значимый механизм поддержки отрасли. Документ предусматривает
поставку 583 современных самолётов, в том числе для региональных перевозок. На
их строительство в трёхлетнем бюджете заложено свыше 45,5
млрд рублей. Но, конечно, госкорпорации, авиаперевозчики будут расширять
авиапарк за счёт и собственных средств, и заёмных средств, в том числе
привлекать для этого средства Фонда национального благосостояния.
В течение трёх лет они
смогут получить из ФНБ до 279 млрд рублей. Эти ресурсы будут выделяться по
льготной ставке – 1,5% годовых – на срок до 20 лет. Это важнейшие длинные
деньги для формирования государственного заказа.
Государственный заказ
обеспечит в первую очередь ритмичную загрузку предприятий в условиях
нестабильного рынка, высокой волатильности – на уровне не менее 50%. Поможет
значительно снизить расходы на производство за счёт роста объёмов серийного
производства.
Мы рассчитываем, что темпы
строительства гражданских воздушных судов через пять лет превысят 100 единиц
техники в год. Это позволит Объединённой авиастроительной корпорации увеличить
долю высокотехнологичной продукции до 50% к 2030 году. Как вы помните, это
поручение нам давал глава государства.
Конечно, важно, чтобы
российские самолёты были надёжными и конкурентоспособными. Это ещё одна из
стратегических задач, которая была поставлена перед нами Президентом.
Необходимое финансирование выделяется. В рамках государственной программы
«Развитие авиационной промышленности» в трёхлетнем федеральном бюджете
предусмотрено более 122 млрд рублей. Отдельно на НИОКР запланировано около 112
млрд рублей. Это средства государственной программы «Научно-технологическое
развитие».
Наша цель – увеличить долю
отечественных самолётов в парке крупнейших авиаперевозчиков страны как минимум
до 30% за следующие девять лет. Важно, что перспективные российские разработки
обладают очень хорошим потенциалом. Мы сегодня на выставке говорили с
инженерами, сотрудниками наших научных учреждений. Очень
большой задел сделан. И мы, конечно, ожидаем в том числе и выхода на мировой
рынок.
Чтобы
ускорить работы по их созданию, активно используются механизмы опережающего
финансирования гражданского сектора самолётостроения.
В
декабре прошлого года Правительство направило больше 60 млрд рублей на
выполнение программы МС-21 и создание в первую очередь его послепродажной
системы обслуживания, это очень важно, сервисного обслуживания. Также свыше 44
млрд рублей было выделено на разработку перспективного двигателя сверхбольшой
тяги ПД-35. Мы приняли это решение в Перми в декабре. В ближайшее время выделим
дополнительно около 2 млрд рублей на реализацию ещё двух значимых проектов. Один из них – новый широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт. А второй – наш
региональный Ил-114-300, который создаётся также по поручению Президента. Он должен
заменить устаревшие машины Ан-24 на наших местных авиалиниях.
Уважаемые
коллеги!
Очень
важно сохранить статус России как мировой авиационной державы. Современные
самолёты нужны, чтобы обеспечить транспортную связанность всех регионов нашей
большой страны, о чём нам неоднократно говорит Президент. Кроме того,
авиастроительная отрасль – это наукоёмкое производство с достаточно высокой
добавленной стоимостью, оно формирует точки роста, стимулирует развитие смежных
отраслей, также помогает создавать в регионах тысячи новых рабочих мест.
Приведу один пример. Только в рамках реализации программы МС-21 предполагается
принять на работу дополнительно – внимание! – более 25 тысяч
высококвалифицированных специалистов в Иркутске, Ульяновске, Казани и, конечно,
Воронеже.
Предлагаю
сейчас обсудить подробно ход реализации ключевых авиационных проектов, рассмотреть
основные сложности, с которыми сталкивается отрасль, в том числе определить возможные
риски, с которыми могут столкнуться при программ разработки и производства
воздушных судов.
Особое
внимание, повторю, прошу обратить на вопросы импортозамещения. Знаю – говорим с
инженерами, с руководителями: работа эта сложная, высокозатратная. Потребуются
совместные усилия предприятий промышленности, необходимая государственная
поддержка. И нам, конечно, нужно обсудить, что нужно сделать для снижения
стоимости импортозамещающих комплектующих изделий и увеличения их надёжности.
Предлагаю
перейти к обсуждению и хочу предоставить слово
заместителю Министра промышленности и торговли Бочарову Олегу Евгеньевичу.
Пожалуйста, Олег Евгеньевич.
О.Бочаров
(заместитель Министра промышленности и
торговли Российской Федерации): Спасибо, Михаил Владимирович. Прежде всего от
всей души и от лица всей отрасли хотел бы поблагодарить Вас за такое
пристальное внимание к самолётостроению. Ваши посещения крупнейших
авиастроительных предприятий дали серьёзный импульс, потому что мы всесторонне
обсуждали положение в отрасли и выдвигали предложения по самым сложным
проблемам. И поскольку Вы глубоко погружены в производственные процессы,
коротко доложу об итогах работы по принятым Вами решениям, а также о дальнейших
планах по новым гражданским моделям.
Начну с региональных
самолётов, которые очень важны для экономической связанности нашей страны, для
доступности, для всех наших граждан. В прошлом году на МАКСе был представлен
опытный образец лёгкого многоцелевого самолёта «Байкал» пассажировместимостью
до девяти мест. В уникальные сроки самолёт совершил первый отрыв. Это ещё не
официальный полёт, мы ждём решения научных институтов, для того чтобы до конца
месяца этот полёт осуществить в обязательном порядке. Машина ориентирована в
первую очередь для полётов местных авиалиний, в том числе в регионы с тяжёлыми
климатическими условиями. Сейчас ведётся подготовка к первому полёту, и параллельно
мы планируем все испытания и сертификацию провести сначала с импортной силовой
установкой, которая более 40 лет эксплуатируется на территории Российской
Федерации, двигатель «Вальтер», теперь это General Electric H80, и перейти на более современный
отечественный двигатель ВК-800. То есть опять даже в малой авиации мы предложим
эксплуатантам два двигателя на выбор.
С Миндальвостоком,
Михаил Владимирович, по поручению Юрия Петровича Трутнева мы прорабатываем
вопрос как Вы и говорили, о стратегической площадке на территории опережающего
развития в Комсомольске, для того чтобы не только создать там сборочное
производство для Дальнего Востока и в первую очередь для Дальневосточной
авиакомпании, но и сразу развивать там и обучающий центр, и научный центр, и
сервис послепродажного обслуживания. Одновременно рассчитываем, что такое
приближение к заводу на первых разлётах Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск
позволит нам серьёзно ввести машину в эксплуатацию.
Со своей стороны
Министр промышленности и торговли дал нам поручение проработать все возможные
авиационные работы, для того чтобы сделать программу максимально массовой для
удовлетворения всех потребностей регионов в этой машине.
В УЗГА также развёрнуто
производство 19-местного L-410,
который уже поставляется на рынок с 2016 года. Уральский завод
продемонстрировал Вам дальнейшее расширение линейки воздушных судов, это
44-местный самолёт ТВРС. Мы обязательно присвоим ему
название, проведём в промышленности соответствующий конкурс и доложим Вам.
М.Мишустин:
Это важный элемент, я обращаюсь ко всем, здесь цвет нашего самолётостроения,
ветераны. Друзья, мне кажется, всё-таки должны быть не сложные аббревиатуры,
которые никто не запомнит, это достаточно сложно повторить даже специалистам, а
сделать, может быть, какой-то запоминающийся бренд или ещё как-то, но
обязательно надо это сделать.
О.Бочаров: Следующий по пассажировместимости – это Ил-114 на 68
кресел с нашим двигателем ТВ7-117. Он должен получить сертификат типа в следующем
году и придёт на замену устаревших Ан-24 и, соответственно, Як-40, также
иностранных региональных судов ATR-42,
ATR-72,
DH-80.
Учитывая это, планируем к 2030 году поставить в
соответствии с принятыми Вами решениями по плановому государственному заказу до
100 машин, максимальной мощностью выйдем до 12 машин в год.
В
сегменте среднемагистральных самолётов продолжаем программу импортозамещения и
сертификации Sukhoi Superjet. Вы видели сегодня практически всю кооперацию. Конструкторы
показали наглядно, какую мощную, глобальную работу мы проводим на всех уровнях
поставщиков и комплектаторов. С высокой долей отечественной компонентной базы и
российским двигателем ПД-8 мы на 2024 год ставим себе задачу сертифицировать
данную машину. Вернее, нам её жёстко ставит Министр промышленности и торговли
Денис Валентинович Мантуров. Надо
сказать, что наши авиапроизводители стали более тесно работать с перевозчиками,
это удивительный опыт, спасибо за поддержку. Заранее мы учитываем потребность в
обслуживании техники. Представители перевозчиков присутствуют здесь. Сергей Владимирович (С.Александровский, генеральный директор АО «Авиакомпания “Россия”»)
уже рассказал Вам, мы практически еженедельно с авиаперевозчиками проводим
совещания, для того чтобы выполнить поручение Правительства по программе
импортозамещения, по программе 59 самолётов, которая была принята в кризисный
антиковидный период, демонстрируем эффективность этих машин для авиакомпаний и внимательно
реагируем на все их заявления. Мы планируем расширить парк востребованных самолётов Superjet,
к концу года он у нас должен составить 190 бортов. За счёт Sukhoi Superjet
будет также доформирована Дальневосточная авиакомпания, соответствующее решение
принято Правительством. Переходя
к среднемагистральному флагману МС-21, отмечу, что в декабре прошла
сертификацию базовая версия. Хотел бы поблагодарить коллег из Минтранса,
Росавиации и в первую очередь Виталия Геннадьевича, Александра Васильевича. Это
была напряжённейшая работа. Мы получили базовый сертификат и, как Вы правильно
сказали, Михаил Владимирович, ещё и продемонстрировали то, что подняли впервые
с российским крылом в конце
года самолёт в воздух. Это,
безусловно, вдохновило всю авиастроительную отрасль – от конструкторов до
слесарей-сборщиков.
Теперь необходимо до начала следующего года
расширить сертификат типа, работа будет не менее напряжённая, чем в конце года,
и получить сертификат на версию с двигателями по ПД-14. Параллельно мы
предоставим возможность отечественным и зарубежным эксплуатантам выбирать между
версиями с импортными, с российскими силовыми установками, развивая по Вашему
заданию с «Ростехом» программу послепродажного обслуживания.
Заинтересованность
в уникальном с точки зрения конструктива и экономики самолёте МС-21 крайне
высокая. То же самое касается других моделей, которые позволят кардинально
обновить флот нашей страны. Опережающую роль здесь играет беспрецедентная
поддержка со стороны государства: в конце года Вы подписали важные для нас
решения по субсидированию как лётного часа, так и лизингового платежа. В
совокупности с субсидиями, которые предоставляет Минтранс, весь этот комплекс мер
позволяет компаниям достигать в конкуренции эффективности.
Отрасль
авиаперевозчиков тоже, надо отдать должное, реагирует на наши действия. У нас
максимально позитивные взаимоотношения, и поэтому мы абсолютно уверены, что в
соответствии с плановым государственным заказом по Вашему поручению до 2030
года мы должны произвести и поставить более 580 самолётов. Это позволит и нам,
и кооперации долгосрочно планировать свои
производственные программы и, как следствие, нарастить экономическую
эффективность программы в целом.
При
этом мы видим большую потребность в новых моделях российских самолётов со
стороны государств – членов ЕАЭС. По предварительной оценке, в ближайшие два
десятилетия наши соседи могут – можно даже сказать, готовы – закупить около 170
новых воздушных судов разных классов. Столь ёмкий спрос для нашей авиаотрасли
требует наращивания существующих мощностей. Мы представим Вам разработанный
план расшивки производственной базы в соответствии с поручениями, данными Вами
в Перми, в середине 2022 года.
Кроме
того, с учётом предложений НИЦ Жуковского и Минфина в части новой методики
госзадания, о чём сегодня тоже говорилось, для научных институтов подготовим
доклад по развитию инженерной инфраструктуры и стендовой базы, имея в виду
прежде всего современные испытательные центры в Тураево и Жуковском. Мы
полностью профинансировали саму стендовую базу, но, безусловно, для нас важно
развивать дальнейшие мощности, для того чтобы обеспечивать все опережающие
научно-исследовательские работы, которые проводят институты.
Что
касается широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов, Михаил Владимирович, Вы
только что осмотрели специальные версии Ил-96, на них установлено
модернизированное бортовое радиоэлектронное оборудование. Планируем, что до
конца года свой первый полёт совершит Ил-96-400М. Он обладает расширенными
возможностями за счёт удлинения фюзеляжа и применения конструкторских решений
для установки перспективных двигателей. Это позволяет проектировать грузо-пассажирские
версии с учётом роста потребности в гибридных перевозках на
трансконтинентальных маршрутах. Более того, благодаря такому крылу мы будем
использовать Ил-96 в качестве летающей лаборатории для испытания семейства
двигателей ПД-35 тягой от 24 до 50 т, как мы и докладывали Вам на площадке в
Перми.
Промышленность
вместе с научными организациями также начала совместную работу по определению
облика широкофюзеляжного самолёта нового поколения. Андрей Владимирович
расскажет о нём более подробно.