Какой бывает авторская мебель?

Известно: «человек – это стиль». Авторская мебель – это… Идеальный стиль, ибо абсолютно индивидуальный. Даже если с акцентом на традицию.

Стиль уникальный. Он близок жанру скульптуры. Живой, одушевленный. Ибо в каждой вещи — не сделан, а создан. Как тот волшебный мальчик из полена обычной… Или ценной древесины. Приглядитесь!Слабость к итальянской мебели


Алексей Душкин. «За чистоту материи и пространства!»

— Алексей, ты ведь много лет «классику» ваял для узкого круга ценителей. В духе готики, барокко, рококо. С резьбой, позолотой и всеми делами. А слава-то вдруг к тебе приехала вовсе не на комоде «а ля мастер Гамбс»! А вот на этой игре в странный конструктивизм, в эдакую топологию расширяющейся вселенной. Прошла в Москве ярмарка современного искусства, «АртМосква 2003», и ты на ней мощно «засветился». Мол, руководитель студии предметного дизайна Государственного центра современного искусства Душкин А.М. Короче, раньше-то где все это хранилось? Или «в стол ложилось», как у диссидентов?

— Пиши, как есть, банальную правду: постигал ремесло, скажем так, на шедеврах мастера Гамбса и иже с ним… Этим же и зарабатывал. И вот новое время пришло – нам всем открылась, как ты говоришь, расширяющаяся вселенная интерьерного дизайна. Теперь можно делать ставку на эксперимент, на сверхзадачу. Прежде всего потому, что появились ценители с продвинутыми вкусами и одновременно – финансами. Все уже было, все уже придумано. Что доказано постмодернизмом. И вот я напрягаюсь создать в мире форм эдакий «независимый объект», который просто так не обыграешь интерьером того или иного стиля, не превратишь в элемент знакомого декора, в простую деталь целого, то есть в итоге – в обезличенную деталь. Это – попытка создавать предметы самодостаточные в своей идеальной простоте.

Ну, так уж все договорились: мебель к области искусства не относится. Моя персональная мания величия: создавать предметы, имеющие «прививку» против их поглощения миром неискусства, то есть миром рутинного потребления. Оттого в них и получается, на мой взгляд, чистый «материально-пространственный» резонанс… А все остальное – и вправду обычное ремесло. То, что в рекламных проспектах именуется «старинными традициями краснодеревщиков». Хорошие материалы и абсолютный hand made.

Угис Криевиньш. Новый старый модерн из Латвии с лбовью
— Такая чудесная, изысканная мебель, вобравшая в себя традиции модерна, архитектурную стилистику Антонио Гауди и ее интерьерные интерпретации. Наконец, абрисы – да и саму атмосферу! – старых латышских городов. Кулдига, Цесис и Рига, конечно же. Этот неповторимый авторский стиль, он же не вчера родился. Отсюда и недоуменное такое восклицание даже, а не вопрос: «Где ж вы раньше-то были, уважаемый господин Угис Криевиньш, со всей этой вашей красотой!?»

— Да и ответ-то сам собой напрашивается. «Где-где»? Жил себе. И творил потихоньку – себе, опять же, на радость. И слава Богу, тема модерна стала возрождаться на наших, так сказать, географических широтах, обретать новую жизнь и популярность. Так же как и имя великого Гауди. Из полузабытого достояния энциклопедий оно превратилось в мощный, притягательный бренд. Хотя формы моих творений – ну, назовем их скромно «изделиями» – порождены тем духом, что зовется «гением места». Это несомненно. А то разве взялся бы, разве потянуло бы? И разве нашло бы отклик, обратную связь? Ясное дело, теперь, когда моя тема стала интересна многим, в том числе и за пределами Латвии, просто своим именем не обойдешься. Чтобы пестовать свой бренд, потребовалось создать группу единомышленников, которая и стала называться Izor Inlau. Это, считай, и есть фирменное название стиля.