Ежедневно деловой центр «Москва-Сити» посещают более 130 тысяч человек, а постоянно проживают здесь около 10 тысяч. Вопросам развития «Большого Сити» — Московского международного делового центра (ММДЦ) «Москва-Сити», прилегающих к нему промышленных зон и других территорий, подлежащих реорганизации, — было посвящено рабочее совещание, которое провел Сергей Собянин.
«Проект “Большого Сити” — московского международного делового центра, одного из крупнейших в Европе, можно сказать, состоялся. На сегодняшний день построено на небольшом участке площадью 50 гектаров около трех миллионов квадратных метров недвижимости, еще около миллиона строится. Сегодня здесь уже работает больше 80 тысяч человек», — сказал Мэр Москвы.
Разработанная Правительством Москвы концепция развития территории «Большого Сити» предполагает:
— создание нового городского общественно-делового центра за пределами Садового кольца и сбалансированное развитие прилегающих к нему территорий;
— вовлечение в городскую жизнь территорий вдоль Москвы-реки — создание новых набережных и озелененных территорий, строительство жилых комплексов у реки;
— реорганизацию существующих в этом районе промышленных зон с созданием сбалансированных кварталов жилой и общественной застройки;
— реализацию программы реновации — переселение жителей из старых пятиэтажек в комфортное жилье;
— комплексное развитие транспортной и инженерной инфраструктуры.
Концепция реализуется в три этапа: первый этап — до 2020 года, второй этап — до 2025 года и третий этап — до 2035 года.
Строительство ММДЦ «Москва-Сити» на Пресненской набережной началось в 1992 году. На территории делового центра должно появиться более 4,2 миллиона квадратных метров офисной, жилой, торговой и прочей недвижимости.
В настоящее время в «Москва-Сити» введены в строй объекты общей площадью три миллиона 144 тысячи квадратных метров, больше половины из них — в 2011–2019 годах.
В число построенных объектов входят:
— пешеходный мост «Багратион»;
— бизнес-центр «Башня 2000» (высота — 130 метров);
— башня «Эволюция» (высота — 255 метров);
— башня «Империя» (высота — 239 метров);
— башня «Город столиц» (высота — 302 метра);
— бизнес-центр «Башня на Набережной» (высота — 268 метров);
— башня «Запад» комплекса «Федерация» (высота — 242 метра);
— башня «Восток» комплекса «Федерация» (высота — 374 метра);
— башня «Меркурий» (высота — 339 метров);
— Северная башня (высота — 132 метра);
— башня «Евразия» (высота — 309 метров);
— башня «ОКО» (высота — 354 метра);
— Neva Towers (высота — 345 метров);
— башня «ОКО-2» (высота — 59 метров);
— многофункциональный комплекс «IQ-квартал» (высота — 173 метра);
— City point / Novotel (высота — 55 метров).
В «Москва-Сити» работает один из крупнейших в столице торгово-развлекательных центров «Афимолл Сити» (общая площадь — 283,2 тысячи квадратных метров). Здесь трудятся более 80 тысяч человек. Офисами в «Москва-Сити» владеют либо арендуют многочисленные финансовые, коммерческие и государственные структуры.
Также на территории делового центра расположено восемь коворкинг-площадок и работают более 1,5 тысячи предприятий малого и среднего бизнеса, включая 133 магазина одежды, 219 кафе и ресторанов, 20 продуктовых магазинов, 21 магазин косметики, 35 салонов красоты, 19 магазинов электроники, 18 аптек, 16 фитнес-клубов, 10 туристических агентств, 11 клиник, 16 химчисток, кинотеатр, три музея и пять развлекательных центров для детей.
Гости «Москва-Сити» могут остановиться в восьми гостиницах и четырех хостелах, включая самый высокий в мире хостел на 47-м этаже башни «Империя».
На территории делового центра есть несколько смотровых площадок, самая высокая располагается на 89-м этаже башни «Восток» комплекса «Федерация». Также там находится Музей высотного строительства.
Благодаря деловому центру Пресненский район является крупнейшим донором городского бюджета. В 2020 году поступления НДФЛ от компаний, расположенных на территории района, оцениваются в 77 миллиардов рублей.
«Даже вот этот небольшой пятачок, 50 гектаров, и созданный здесь “Сити”, являются главным налогоплательщиком города и значительным налогоплательщиком страны. Деловой центр уже работает на только на девелоперов или бизнес, который здесь находится. Он работает на весь город, на всех его жителей. Поэтому такие проекты — очень важные и нужные для современного города», — сказал Мэр Москвы.
В ближайшие годы в ММДЦ «Москва-Сити» планируют ввести еще несколько крупных объектов. Среди них:
— многофункциональный комплекс One Tower (высота — 444 метра);
— башня «Империя-2» (высота — 71 метр);
— многофункциональный концертно-развлекательный комплекс Sensorium Hall (высота — 53 метра);
— многофункциональный комплекс на участке № 15 (высота — 283 метра);
— многофункциональный комплекс на участке № 20 (высота — 228 метров).
Строительство башен «Москва-Сити» ведется за счет средств частных инвесторов.
Крупнейший транспортный узел Москвы
Один из крупнейших проектов развития дорожно-транспортной инфраструктуры последних 20 лет связан с обеспечением транспортной доступности «Москва-Сити». 75 процентов посетителей пользуются общественным транспортом, такси и каршерингом. Остальные 25 процентов приезжают на личных автомобилях. В перспективе число посетителей превысит 300 тысяч человек в сутки.
«Конечно, для того чтобы открыть этот огромный комплекс, нужно было решить огромное количество проблем. Дело не только в высотном строительстве, сложной технологии этого строительства. Самая главная проблема — обеспечение транспортными коммуникациями. Без этого комплекс бы просто не состоялся. За последние годы здесь создан крупнейший в стране транспортно-пересадочный узел. На сегодняшний день здесь проходит пять линий железнодорожного транспорта. Это три линии метрополитена, МЦК и МЦД-1. И строится МЦД-4, это тоже одна из крупнейших транспортных линий, которая соединит Киевское и Белорусское направление и даст возможность транзитного движения поездов и создания здесь дополнительной станции», — сказал Сергей Собянин.
В 2010 году в районе ММДЦ была только одна линия метро — Филевская, а также железнодорожная платформа Белорусского направления Московской железной дороги (МЖД) и один маршрут наземного транспорта. В 2011–2019-х эту ситуацию улучшили. Таким образом, провозная способность общественного транспорта выросла здесь в два раза.
Здесь сформировали крупнейший пересадочный узел. В него входят станции «Выставочная» и «Международная» Филевской ветки, «Деловой центр» и «Шелепиха» Большой кольцевой и Солнцевской линий метро (а также одноименная станция МЦК), Тестовская МЦД-1. До пандемии коронавируса суточный пассажиропоток этих станций составлял свыше 125 тысяч человек. Сейчас — более 85 тысяч, и он постепенно возвращается к прежнему уровню.
К 2024 году в «Москва-Сити» откроют станцию МЦД-4. Строительство соединительной ветки между путями Киевского и Белорусского направлений МЖД — это крупнейший проект развития транспортной инфраструктуры в районе, который будет реализован в ближайшие годы. Добраться до делового центра можно наземным транспортом — автобусами № 12 («Станция метро “Тимирязевская”» — «2-й Красногвардейский проезд») и С43 («Силикатный завод» — «Станция метро “Охотный Ряд”»). Пассажиров также перевозят два сити-шаттла: СТ1 («Улица Маршала Тухачевского, 38» — «Центр международной торговли») и СТ2 («Матвеевское» — «Центр международной торговли»). На территории самого делового центра и в непосредственной близости от него открыто шесть станций велопроката на 120 велосипедов и две станции на 48 электросамокатов.
Чтобы улучшить транспортную доступность района, планируют реализовать еще несколько проектов. Так, в 2024 году откроют станции Поклонная Гора, Кутузовская и Камушки МЦД-4. До 2025-го появятся станции «Карамышевская», «Улица Народного Ополчения», «Мневники» Большой кольцевой линии метро.
В этом году откроют четыре новых маршрута сити-шаттлов: СТ3 («Долгоруковская улица» — «Станция “Деловой центр”»), СТ4 («3-я Песчаная улица» — «Центр международной торговли»), СТ5 («Олсуфьевский переулок» — «Станция “Деловой центр”») и СТ6 («Мосфильмовская улица, 74» — «Центр международной торговли»).
В планах на ближайшие годы — организовать причал Москва-Сити, который станет одной из главных остановок линии речного трамвая от парка «Фили» до Киевского вокзала. Ожидается, что благодаря ему улучшится транспортное обслуживание порядка миллиона человек — жителей и работников компаний в прилегающих к «Москва-Сити» районах. В рамках строительства второй очереди комплекса «Империя» запроектирован переход-эстакада к будущему причалу. Отправление судов от него будет каждые 4–10 минут. За счет этого к 2025 году провозная способность общественного транспорта в районе увеличится в 3,5 раза по сравнению с 2010 годом.
Через район проходят крупные городские магистрали. Среди них Третье транспортное кольцо, Кутузовский проспект, Звенигородское шоссе, Пресненская и Краснопресненская набережные. С 2011 года построили автомагистраль между ММДЦ «Москва-Сити» и Звенигородским шоссе, дополнительные эстакады и съезды с Третьего транспортного кольца, железнодорожную эстакаду (вместо насыпи) над путями Белорусского направления Московской железной дороги, продлили Краснопресненскую набережную с проездом под МЦК. Также соорудили подземный пешеходный переход от вестибюля станции метро «Международная» до участков № 11 и 12 ММДЦ «Москва-Сити», пешеходный переход через 1-й Красногвардейский проезд (пешеходная связь с кварталом Камушки).
Сейчас строят новую вылетную магистраль — северный дублер Кутузовского проспекта.
«Проектирование закончено, инвесторы приступили к строительству. Кроме этого, проведена огромная работа по строительству инженерных коммуникаций — теплотрасс, водоотводов, электросетей и так далее. Все это позволило взглянуть на развитие гораздо большей территории вокруг “Сити”, создать комплексный проект современного развития значительной части Москвы на территории площадью две тысячи гектаров», — сказал Сергей Собянин.
На пересечении северного дублера, Шелепихинской набережной и ТТК возводят многоуровневую транспортную развязку, а на территории «Москва-Сити» строят кольцевую эстакаду, которая улучшит транспортное обслуживание торгового центра и прилегающих участков. Кроме того, уже завершен первый этап, в рамках которого построен участок эстакады от башни «Эволюция» до башни «Меркурий» с устройством юго-западного и северного съездов с городских магистралей . Помимо этого, создан единый периметр администрирования и контроля доступа автотранспорта на территории ММДЦ.
Чтобы улучшить транспортную инфраструктуру и повысить доступность территории и объектов «Москва-Сити», планируется создать единую службу валет-паркинга на территории ММДЦ и увеличить эффективность управления транзитным автомобильным трафиком (службы такси, каршеринга, инкассации), а также организовать несколько стоянок такси на территории центра.
В настоящий момент в капитальных паркингах и на внутренней территории «Москва-Сити» создано 17,5 тысячи парковочных мест. В будущем их число увеличат до 20,5 тысячи.
Реновация рядом с «Москва-Сити»
В программу реновации в Пресненском районе включено 52 дома. Жители 21 дома начали переезжать в новые квартиры в прошлом году. Новостройка, в которую они переселяются, находится по адресу: Мукомольный проезд, дом 2. В том числе квартиры там получат жители 18 домов квартала Камушки, который соседствует с «Москва-Сити».
В настоящий момент новые квартиры получили 987 семей — жители включенных в программу реновации домов, расположенных в квартале/микрорайоне Камушки. Полностью отселено пять домов, которые располагаются по адресам: улица Антонова-Овсеенко, дом 9 и дом 1/18, корпус 2, 1-й Красногвардейский проезд, дом 20, 2-й Красногвардейский проезд, дом 10а, а также Шмитовский проезд, дом 31, корпус 1.
«Это возможность комплексной реновации не только жилья, но и десятков заброшенных промышленных территорий, которые сегодня находятся в активной фазе развития. Идет строительство второй очереди “Москва-Сити”, благоустройство набережных, прокладка новых коммуникаций, освоение больших заброшенных территорий. В целом это проект, который будет реализован в Москве в ближайшие шесть — семь лет и даст огромный толчок развитию экономики в городе», — добавил Сергей Собянин.