Танцующая архитектура
Авориаз — французский горнолыжный курорт, получивший название в честь графского рода, владевшего окрестными землями, Этот уголок отличается необычной атмосферой: автомобильного движения нет, люди передвигаются пешком или в санях, запряженных лошадьми. Здесь открываются самые широкие возможности для горнолыжного отдыха: как профессиональные спортсмены, так и начинающие любители найдут себе занятие по душе. Однако Авориаз — не только горнолыжная Мекка, но и настоящий музей авангардной архитектуры.
Танцующая архитектура архитектура курорта Авориаз
В начале 60-х годов минувшего столетия трем молодым архитекторам — Жан-Марку Роке, Жаку Лабро. Жан-Жаку Орсони — представился уникальный шанс: создать новый стиль в архитектуре, а заодно и в жизни, на земле, еще не тронутой цивилизацией, в заснеженных горах недалеко от Монблана. Авориаз и стал этим первозданным уголком природы. Чемпиону олимпийских игр I960 года в Скво-Вэлли по горнолыжному спорту Жану Вюарне было поручено устроить горнолыжный спуск в долине Морзин. Вюарне составил план горнолыжных трасс, после чего трое архитекторов присоединились к разработке проекта. Самому старшему из них — единственному обладателю диплома о высшем образовании — было тогда всего 27 лет. Архитектурное трио, полное творческих идей и самых оригинальных фантазий, сразу же решило, что в Авориазе не будет ни дорог, ни машин. Согласно их замыслу, это место должно было в первую очередь удивлять, захватывать и развлекать. Поэтому юные творцы хотели создать необычную — миметическую, то есть подражающую природе, повторяющую все изгибы окружающего ландшафта. — архитектуру.
Сверху строение выглядит как лабиринт
В каждой «шляпке» находится большой трехуровневый зал, отдельные «этажи» которого соединены между собой оригинальными подвесными мостиками. Жак Лабро разработал эскизы «архитектурной» мебели, вписывающейся в общую концепцию интерьера, например столики в форме шампиньонов.
Курортный комплекс состоит из множества домиков с наклонными фасадами, задерживающими снег, и разноуровневыми крышами. Фасады обиты «деревянной кожей» — дранкой из красного кедра. Она не покрыта лаком и благодаря этому может менять оттенки в зависимости от времени суток и сезона: на востоке становится оранжевой, на юге — темно-коричневой, на севере — серой. Эти цвета повторяют окраску окружающих утесов. А после обильного снегопада силуэты домиков напоминают горные вершины.
Отель «Дромон», первый в туристическом комплексе, спроектировал Жак Лабро. Он придумал наклонные крыши и скошенные фасады. Эти архитектурные изыски таили в себе очень много опасностей для кровельщиков, которым приходилось работать только с веревочной страховкой, без строительных лесов.
Зимой 1966 года горный курорт принял первых посетителей. Чтобы привлечь сюда туристов, здесь открыли книжный магазин, пригласили знаменитых людей и привезли из Лапландии северных оленей, которые катали гостей в санях. Однако животные не смогли адаптироваться к местному климату, и их заменили лошадьми, которые по сей день возят гостей к горнолыжным спускам.
В интерьере сочетание несочетаемого. Округлые формы и прямые линии.
Самое оригинальное место для стола
В противовес четким геометрическим очертаниям и острым углам фасадов внутри почти нет прямых линий — здесь господствуют округлые формы. Они присутствуют даже в силуэте камина. А круглые окна-иллюминаторы напоминают солнце
Крупная несущая конструкция благодаря округлым формам смориться как малая архитектурная форма
Наклонные крыши плавно переходят в такой же скошенный фасад. Некоторые даже принимали их за горные склоны! Здесь царят асимметрия и необычные формы и композиции: разноуровневые крыши с разрывами, соединенными пешеходными мостиками, резко поворачивающие лестницы, расположенные веером балконы
Интерьер балкона с видом на горы
Сугроб на крыше дополняет вид курорта
С тех пор вдоль горной дороги выросло множество домиков, своими очертаниями напоминающих шампиньоны. «Ножка» каждого такого «шампиньона» может быть четырехэтажной. В ней находятся маленькие комнаты и помещения для персонала. А в «шляпке», нависающей над пропастью, расположены комнаты для постояльцев. Завершают эту архитектурную композицию маленькие окна различной формы.
В интерьере помещений прослеживается тот же стиль, что и в архитектуре всего комплекса: углы, закоулки, разрывы уровней, стремительно уносящиеся ввысь лестничные пролеты, соединенные мостиком, камин в форме традиционной французской печи…
Словом, в «горной» архитектуре за последние 50 лет не было создано ничего лучшего.
Фото: East News/Inside/Jo Pesendorfer