Существуют объективные физические свойства бетона и железобетона как конструкционных материалов. Свойства могут быть заданы, запроектированы в соответствии с требованиями к сооружению, для которого они создаются. Это первый творческий уровень, на котором проявляется архитектурное отношение к материалу. На втором уровне происходит выбор конструктивной системы в соответствии с назначением здания и свойствами материала. Наконец, третий, высший уровень творчества заключается в создании целостного архитектурного организма, в котором материал и конструкция служат средством оптимального решения задачи.
Каким же образом осуществляется этот высший уровень творчества, каковы практические пути трансформации материала и концентрации в архитектурном творчестве? «Все формы, — писал И. Я. Голосов, — рожденные конструкцией, независимо от их времени рождения, есть законы архитектурной формы и нашего времени. Трансформирование этих форм есть естественный этап в архитектуре настоящего времени».
Понимая объёктивность физических законов, которым подчинены материал и конструкция, лучшие архитекторы всегда признавали за собой право на трансформацию форм на основе этих законов. «Архитектор, — писал И. И. Леонидов, — должен глубоко вдумываться в то, что принято называть «свойствами» и «возможностями» каждого строительного материала. Он должен комбинировать и искать и только тогда он сумеет раскрыть все возможности каждого материала и конструкции».
Таким образом, мало знать законы конструкции и материала, нужно осмысливать эти законы, нужно их трансформировать. Этому искусству следует учиться у мастеров архитектуры, постигать их путь, их методы, извлекать уроки из их ошибок.
Источник: Бетон и железобетон вархитектуре. В.Е. Ясиевич. М. 1980 г