Архитектурные орнаменты

С давних времен человеку нравилось украшать орнаментами созданные им вещи. Здания также становились объектом орнаментального оформления. В архитектурном орнаменте в первую очередь можно найти формы, возникшие из первоначальных конструктивных элементов, функциональное содержание которых истолковывалось по-иному, иногда просто исчезало. Примеры простираются от форм антаблемента греческих храмов, соответствовавших тогдашним деревянным конструкциям, до большого ордера стиля барокко, состоящего из полуколонн и пилястр, утерявших свою несущую функцию. Нервюры позднеготических сводов также были лишь декорацией.
Кроме того, существуют орнаментальные формы, которые выводятся непосредственно из конструкции или из защитных функций. Готические нервюры сводов, стрельчатые арки и контрфорсы несут статические нагрузки, просто карнизы и карнизы над оконной перемычкой защищают от дождя, оформленные в виде фигур сточные желоба предотвращают проникание влаги в здание, замковые и консольные камни при всей их декоративности выполняют конструктивную задачу. Первоначальной целью капители и базы колонны также было распределение нагрузки.
Вместе с тем, существует общий набор орнаментов, рассматриваемый только как украшение наружных поверхностей. К ним относятся декоративные фризы, накладной орнамент и орнамент в виде свитка, ленточный орнамент, а также орнамент в виде раковины-рокайль.

Исключительно декоративным целям служили готические краббы и крестоцветы, обелиски и волюты на фронтонах в период Ренессанса, акротерии на классических фронтонах.

Мир орнаментики практически бесконечен в своем многообразии. Следует заметить, что каждая однажды найденная форма передается от поколения к поколению, часто получая новое толкование и варьируясь, но одна из них не забывается полностью. Уже в египетской орнаментике стилизация цветка лотоса, лилии и папируса привела к растительным украшениям, к которым греческая античность добавила пальметты и листву аканта.
Античные орнаменты обращаются также к прямым, ломанным, изогнутым или волнистым линиям, к кругу, шару и другим геометрическим формам. Орнаменты также составлялись из перевязывающихся или переплетающихся ленточных орнаментов.
Жители Междуречья и германцы времен великого переселения народов внесли в западноевропейскую сокровищницу форм орнамент с изображением животных, который совершенно не соприкасается с богатой орнаментикой Восточной Азии, Америки или Африки. Образцами многих декоративных форм стали культовые обряды: лиственными гирляндами и черепами жертвенных животных греки украшали алтари своих богов. Отсюда произошли архитектурные орнаменты в виде гирлянд, фестонов, а также из лавровых венков античных военачальников и победителей соревнований. Собранное вместе оружие побежденного противника украшало в виде каменного трофея некоторые аттики периода барокко. Используя в романском культовом зодчестве мотивы каната из сплетенных узлов, зодчие пытались таким образом изгнать демонов.
В то время как готика или стиль модерн принесли с собой новые орнаменты, в другие периоды истории архитектуры широко использовались орнаменты и мотивы других эпох. Многообразные кусты аканта, канделябры, маски, фигуры и гротески из архитектуры императорского Рима были использованы Рафаэлем при работе над эскизами для росписи Ватиканских лоджий (с 1517 г.). С Востока пришли маурески и арабески Ренессанса, характерные детали так называемой китайщины второй половины XVIII в. пришли с Дальнего Востока. Египетские и, прежде всего, эллинистические орнаменты украшают классические здания. Архитектура XX в. принципиально отличается от сех предшествующих периодов.
Во внеисторическом мире архитектурных форм, основывающемся на промышленных технологиях, орнамент,, казалось бы, не имеет права на существование. Адольф Лоос даже назвал в 1908 г. существование орнамента преступлением. Однако уже в архитектурном течении постмодернизма наметился поворот к более богатым архитектурным и декоративным формам, вызывающим эмоции: вновь делаются заимствования из прошлого.
дом ткача с несущим каркасомЭберсбах (округ Дрезден), дом ткача с несущим каркасом XVIII в. Использование функциональных деталей в качестве орнамента служит декоративному восприятию фасада. Наличники окна имеют изогнутый контур, профилированные в виде балюстрады колонки наружного несущего каркаса консоли и ригели подкосной системы дополняют друг друга в форме коробчатой арки до декоративной аркады перед деревянным этажом здания.