Фонтаны и памятники

Первоначало колодцы были местом, где человек брал воду, необходимую ему для жизнедеятельности. По водозаборным и натяжным колодцам можно было подавать грунтовые воды; источники заключали в трубчатые или ствольные водозаборы. Несколько позже появились насосы, с помощью которых воду можно было поднимать наверх. Поскольку колодцы находились в общественной собственности, они, как правило, служили местом встречи жителей поселения и поэтому получали художественное оформление. И колонка фонтана, из трубы которой вытекала вода, и корыто или водоем, из которого воду черпали ведрами, со времен античности побуждали к эстетическому осмысливанию.
Женским природным божествам — нимфам и наядам — посвящались не только источники, но и устья античных водопроводов. Скульптуры нимф у бассейнов служили декоративным оформлением. В XVI в. в Италии эти изображения вновь обрели прежнее значение в виде декоративных украшений и остались с этого времени — как о этом свидетельствует фонтан Нимф в Цвингере — любимым мотивом репрезентативных фонтанов по всей Европе.Следует заметить, что наряду с функционально необходимыми колодцами сооружались и чисто декоративные. Они оживляли перистили помпеянских жилых домов, с их помощью охлаждались арабские дворцы, кипели и пенились фонтаны в невиданных по великолепию садах Ренессанса и барокко. В средневековых городских и монастырских колодцах вода почти неприметна, наличие воды почти не подчеркивается. Городские колодцы Ренессанса с их скульптурными украшениями, каменными или металлическими балдахинами вообще воспринимаются как архитектурные произведения. Но уже после 1549 г. в садах-террасах виллы д’Эсте в Тиволи вода начинает бурлить и рассыпаться, блестеть и пениться, изливаясь из многочисленных труб. В Риме, Зальцбурге, Вене, Версале, Петергофе и Дрездене вода становится жидким строительным материалом, а во время периода рококо заставляет звучать флейты и органы.

Опыт декораторов фонтанов-шутих и колодцев получил развитие в последующие столетия. Мастера XX в. освоили все исторические формы и постоянно ищут новые средства выразительности, придавая воде новую привлекательность.

Памятники создавались и создаются как архитектурные и скульптурные монументы в память о замечательных личностях или событиях. Большинство их характерных форм чрезвычайно старо и обладает символическим смыслом. Например, пирамиды Древнего Египта были захоронениями равных богам фараонов. Форма пирамиды постоянно повторялась впоследствии при создании надгробных памятников, например римлянину Ц. Цестиусу, маркграфу К. В. фон Баден на площади Марктплац в Карлсруэ (1738) или князю Пюклеру в Бранитском парке около Котбуса (1871). В память о В. И. Ленине архит. А. В. Щусев создал на Красной площади в Москве ступенчатую пирамиду — Мавзолей.
От Египта в наследство остался нам и обелиск — первоначально символ бога Солнца. Египетскими оригиналами из Карнака, Луксора и Гелиополиса можно полюбоваться и сегодня в Риме, Париже, Лондоне и США, поэтому, начиная с периода Ренессанса, они служат предметом подражания.

Из античных времен к нам пришли такие формы памятника, как триумфальная колонна, триумфальная арка или статуя. В память об усопших уже в Древней Греции возводились стелы, для захоронения знаменитых людей сооружались круглые мавзолеи, например для императора Адриана во II в. в Риме был возведен так называемый замок Ангелов. Знаменитая скульптура льва возвышается там, где в 338 г. до н.э. Филипп II Македонский разбил эллинов в битве при Херсоне.
Средневековые памятники служили атрибутами власти и права, как Браунгшвейгский лев (1116) и Магдебургский всадник (XII в.), или христианскими символами — знаками искупления и памятными картинами. Христианские памятники достигли своего расцвета в странах, боровшихся против Реформации, преимущественно в Австрии, Венгрии, Баварии и Богемии, в форме колонн, посвященных Богородице и Троице.
Прославлению полководцев положили начало созданная Донателло статуя всадника, посвященная венецианскому главнокомандующему в Падуе (1447), и работы Вероккио в Венеции. Эти памятники распространились по всей Европе статуями княжеских всадников — в Берлине и Вене, Дрездене и Петербурге, в каждой резиденции до конца века появлялись статуи более или менее известных полководцев. Классицизм вновь отдал предпочтение обелискам и триумфальным колоннам. Историзм, совпавший по времени с усилением националистических движений в Европе, оставил не только многочисленные статуи, но и колоссальные архитектурные памятники в национальном духе.

Водозаборный колодец с рабочим колесом и цепью для ведра

Водозаборный колодец с рабочим колесом и цепью для ведра. Подобного типа колодцы с глубокими шахтами использовались для заборки грунтовых вод (Страсбург, Эльзас).

Водозабор с корытом

Водозабор с корытом, выполненным из ствола дерева. В него заключен постоянно текущий источник, струя направлена в корыто.