Интерьер и его убранство

Так как строительство должно удовлетворять первичные человеческие потребности в организованном пространстве, то цель архитектурного оформления не исчерпывается наружными плоскостями архитектурного объекта и его деталями. Форма и величина пространства, расположение окон и дверей, оформление стен, потолков и полов, а также предметы обстановки несут отпечаток цели пространства, однако многочисленные варианты исторических и современных интерьеров доказывают существование определенной свободы в выборе оформления интерьера. Конечно, выбор зависит от индивидуальных желаний и намерений застройщика или пользователя, однако не может полностью отделиться от характерных особенностей, определяемых уровнем развития человеческого общества, его техническими возможностями, социальными структурами и эстетическими воззрениями.

 

Стилевые понятия, обычные для европейской истории архитектуры, можно также использовать и для интерьеров, для которых каждый период выработал свои характерные формы. Так как внутренние помещения защищены от непогоды, полностью исключены разрушающие воздействия ветра, солнечных лучей и осадков, то палитра используемых материалов и художественных средств очень широка. Восприятие внутреннего пространства также весьма интенсивно. Ни солнце, ни дождь, ни снег, ни температура, ни уличный шум или растительность не оказывают на оформление интерьера заметного воздействия. Поскольку во внутренних помещениях передвигаются медленно, то они подвергаются интенсивному визуальному рассмотрению. Это восприятие помещения сопровождается и углубляется обонянием, слухом и осязанием.

 

Понятия «архитектурное оформление помещений», «искусство пространственной композиции» можно применять только в том случае, когда при решении пространства используются все упомянутые выше средства оформления фасадов, в том числе колонны, пилястры, лизены, карнизы, фризы, окна и двери. Привлекательность стенным поверхностям придают благородные породы камня и дерева, инкрустация, панели, обои, штукатурка и, конечно, настенная живопись, картины и скульптуры. Возможности оформления пола также обширны — это и покрытия из естественного камня или керамических плиток, из досок или паркета с интарсией, это искусственные покрытия и дорогие ковры.
Особенно впечатляют потолки, поскольку они не подвержены механическим повреждениям и не заставлены мебелью. Резные деревянные балки, своды, украшенные живописью и рельефами, кессонные поля, орнаменты и скульптурные сцены сменяют друг друга на протяжении истории архитектуры. Высшим достижением искусства пространственной композиции стали прекрасные интерьеры готики и Ренессанса, хотя залы барокко и кабинеты рококо превзошли их по оказываемому эстетическому воздействию. От них исходило упоение формой, красками и светом, которые, казалось, уводили взгляд посетителя в неземные сферы.
Достоинство классических интерьеров, а также привлекательность стиля бидермайер, были задавлены многообразием форм историзма. Наш век любит светлые и просторные помещения, которые, благодаря наличию легких конструкций соединяются в большие, связанные между собой пространства,_ зачастую в нескольких уровнях. Прозрачность современной архитектуры соединяет к тому же почти без перехода внутренние помещения со свободными пространствами, окружающими здание.
В архитектуре последних десятилетий заметен отход от традиционных прямоугольных форм внутренних помещений. Рациональным пространственным формам, характерным прежде всего для жилищного строительства и архитектуры административных и промышленных зданий, в общественной архитектуре противопоставляются свободные формы с изогнутыми и волнистыми поверхностями оболочек. Новые сооружения для отдыха и спорта, концертные залы и музеи имеют иногда экстравагантные и фантастические решения.
разрез характерного крестьянского дома в Верхнем Инталсе

Оутц в Тироле, разрез характерного крестьянского дома в Верхнем Инталсе. В большинстве зданий есть несколько помещений различного назначения. Они разделены междуэтажными перекрытиями и стенами, лестницы и двери соединяют эти помещения между собой.