Флоренция

Колыбель искусства Ренессанса

Флоренция

Флоренция. Площадь Синьории.

Флоренция — небольшой итальянский город — справедливо считается колыбелью искусства Ренессанса.

Во Флоренции много знаменитых дворцов. Но, в отличие от радостных фасадов Венеции, они выглядят сурово. Здесь почти каждый дворец похож на крепость. Знаменитые дома Флоренции имеют сильно выступающие карнизы, а фасады — рустованные камни. Русты — это камни, имеющие грубо околотую или, напротив, правильно отесанную переднюю грань (вспомните кладку Грановитой палаты в Кремле).
Сердце города — площадь Синьории.

Это было место народных собраний. На площади высится палаццо Веккио—городское управление, которое похоже на неприступный утес с почти стометровой башней. Рядом находится лоджия Ланци, ее открытая галерея с арками служила ложей для правящей верхушки. (Веккио и Ланци — фамилии знаменитых богачей.) Теперь площадь Синьории — музей под открытым небом.

Впереди фасада палаццо Веккио установлены огромные мраморные фигуры Давида, Нептуна и Геркулеса. Под арками лоджии Ланци стоят произведения скульпторов Челлини и Донателло.
Места для скульптур и статуй выбирались на собраниях горожан и художников. Сохранился протокол обсуждения того, где поставить колоссальную скульптуру Давида работы Микеланджело. Интересно, что среди многих высказываний записано мнение Леонардо да Винчи. Столь серьезное значение придавали в то время произведениям искусства.

Архитектор Брунеллески построил купол Флорентийского собора, который виден со всех точек города. Украшением города являются также построенные Брунеллески капелла Пацци и Воспитательный дом. Капелла — домашняя церковь богачей Пацци — похожа на уютный павильон, а Воспитательный дом — приют новорожденных младенцев — выглядит удивительно жизнерадостным, благородным. Фасад Воспитательного дома украшает открытая галерея —лоджия. Ее открытая сторона состоит из колонн, соединенных арками. Лоджии во Флоренции имели особое значение. На них проводились праздники, принимались гости, подписывались договоры.

Величина и вид лоджии указывали на важность здания. Лоджия Воспитательного дома была новинкой. Брунеллески сделал её изящной, арки ее опирались на капители, над ними были круглые ниши со скульптурными головками младенцев. Впервые окна появились прямоугольные, как это в древности делали греки. До этого окна были полуциркульными или стрельчатыми, а арки лоджии опирались на столбы без капителей. В лоджии Ланци арки опираются на пучкообразные готические колонны. Новинкой Брунеллески был также открытый дворик внутри здания.

С тех пор, в течение столетий, архитекторы строили дворцы (по-итальянски «палаццо») только с такими двориками.

Флоренция лежит в долине, окаймленной высокими холмами. Здесь нет моря, которое красит Венецию, но зато природа щедро наделила город вечнозелеными садами и пышными парками. На одной горе возвышается палаццо Питти, его окружают знаменитые сады Боболи с бассейнами и скульптурами.

Этот шедевр спроектировал в 1445 году великий Филиппо Брунеллески, но большую часть этой постройки осуществил и завершил в 1568 году архитектор Амманати.