К числу последних градостроительных мероприятий XIX века, определивших облик центральной части Эдинбурга, относится оформление садов Принсес-стрит и земляной насыпи, получившей название Маунд — то есть холм. Насыпь, перегородившая дно частично осушенного озера Нор Лох, была сооружена ещё в конце XVIII века из земли, добытой при рытье котлованов для зданий Нового города. Свои современные пропорции, однако, она приобрела в 1830-х годах, когда вместе с мостом Георга IV, проложенным в южной части города, она стала одной из наиболее значительных магистралей, связавших старый и новый Эдинбург.
Маунд служит как бы пьедесталом для двух величественных зданий из светлого песчаника, по внешнему виду несколько напоминающих античные храмы. Благодаря своему местоположению они относятся к числу важнейших строений, формирующих облик Эдинбурга.
Здание Королевской академии (художеств) Маунд.
Здание Национальной галереи Шотландии
Здание, расположенное ближе к Принсес-стрит, законченное в 1835 году, строилось для Института поощрения изящных искусств Шотландии, известного более под названием Королевского института. С 1910 года его занимает Королевская шотландская академия (художеств) — творение Уильяма Плейфера. Могучий портик Академии, украшенный двойным рядом дорических колонн, обращен к Принсес-стрит. Боковые фасады оформлены строгими дорическими колоннадами с небольшими портиками по сторонам. Каждый из них венчают два лежащих сфинкса. В 1884 году к этим скульптурам добавилась ещё одна — огромная статуя королевы Виктории, исполненная Джоном Стилом и помещенная над главным фасадом здания.
Ежегодно, с мая по август, в здании Академии устраивают выставки, отражающие успехи современной шотландской живо писи, скульптуры и архитектуры. Отдельное место отводят современному искусству других стран. В последние годы в академических залах в августе — сентябре открывают специальные тематические выставки, приуроченные к ставшим широко известными эдинбургским фестивалям искусств.
Национальная галерея. Новый колледж. Церковь Толбут Сент Джон Новый колледж
Второе здание, украшающее Маунд, принадлежит замечательному музею, Национальной галерее Шотландии. Строившееся по проекту Уильяма Плейфера с 1850 по 1857 год, оно, так же как Академия, восходит к архитектурным формам греческих храмов-периптеров, обнесенных со всех сторон колоннадой. Здание Национальной галереи вытянуто вдоль улицы. И хотя главный вход, украшенный ионическими портиками, находится на торцовой стороне, основную роль в облике Национальной галереи играют хорошо видные издали боковые фасады. В центре каждого из них находится шестиколонный портик с фронтоном. Любопытно, что за колоннадой боковых фасадов находятся глухие, без окон, стены: картинная галерея имеет верхнее освещение. Великолепные пропорции здания, простота и изящество отделки позволяют отнести это последнее строение Плейфера к числу его шедевров. Если смотреть на Академию и Национальную галерею со стороны Принсес-стрит, то заметной частью открывающейся панорамы окажутся расположенные вдали, на зеленом склоне гряды Старого города, рвущиеся ввысь остроконечные башенки Нового колледжа и почти сливающийся с ними шпиль церкви Толбут Сент Джон. Подчеркнутые вертикали этих зданий живописно контрастируют со спокойными, растянутыми по горизонтали зданиями Академии и Национальной галереи.
Трудно даже предположить, что оба эти сооружения — Новый колледж и Толбут Сент Джон, созданные в духе средневековой готической архитектуры, — возведены уже упоминавшимися представителями позднего шотландского классицизма Гиллеспаем Грэмом (Толбут Сент Джон) и Уильямом Плейфером (Новый колледж). Интерес к средневековью, вполне естественный в таком древнем городе, как Эдинбург, представляет характерную грань шотландской культуры периода расцвета романтизма. Формы, которые здесь культивируют, близки английской готике. И так же как нельзя сейчас представить себе Эдинбург без его прославленных классических зданий, так нельзя себе его представить и без живописных готических шпилей и квадратных башен, которых особенно много в открытом для глаза районе садов Принсес-стрит, близ замка.
Епископальная церковь св. Иоанна
Гиллеспай Грэм был одним из первых архитекторов Шотландии, обратившихся к готике, что не помешало ему одновременно создать великолепный ансамбль зданий в стиле классицизма. Примером тому являются жилые кварталы западного Эдинбурга, на участке графа Морея. Дань готике отдал и ещё один крупный архитектор Эдинбурга первой трети XIX века Уильям Берн (1789— 1870), сын Роберта Берна, автора памятника Нельсону на Кэлтон-хилл. Хотя его творчество развивалось в основном в русле классицизма, наиболее удачным и самым известным его зданием в Эдинбурге является епископальная церковь св. Иоанна, построен ная в 1816—1817 годах у западной оконечности Принсес-стрит.
Квадратная башня со шпилем, венчающая это строение, также определяет силуэт Эдинбурга в районе садов Принсес-стрит и, так же как Новый колледж, создает живописный контраст с классическими зданиями на Маунде. Интерьер церкви примечателен веерными сводами в духе поздней, «перпендикулярной», английской готики.
Особого внимания заслуживает расположенный в восточном саду Принсес-стрит памятник Вальтеру Скотту, созданный в 1840—1846 годах архитектором Джорджем Кемпом. Статуя писателя — работа скульптора Джона Стила. Это сложная каменная конструкция 60-метровой высоты, напоминающая устремленный в небо шпиль готического собора и одновременно имеющая прообразом английские готические «памятные кресты». (В средневековом Лондоне схожие сооружения, только меньшей высоты, были увенчаны крестом.)
Она вырастает из квадратной башни, прорезанной с каждой стороны стрельчатыми арками. Сквозь арки, на возвышении, к которому со всех сторон ведут ступени, видна статуя прославленного писателя, исполненная из белого мрамора. Вальтер Скотт изображен сидящим, с книгой на коленях. Рядом с ним — его любимая собака, преданно глядящая на своего хозяина. Шпиль, завершающий памятник, разделен на этажи поясами галерей. Каждый этаж—готическая аркада, украшенная множеством башенок, покрытая затейливой резьбой. Все ниши «населены» статуями персонажей романов Вальтера Скотта. Начатый строительством всего лишь через восемь лет после смерти писателя, этот знаменитый эдинбургский памятник, популярность которого может, пожалуй, сравниться лишь с популярностью замка, является свидетельством горячей любви и признательности жителей города к человеку, чьи произведения столь широко прославили и Эдинбург и Шотландию. И поистине как без замка, так и без памятника Вальтеру Скотту Эдинбург не был бы Эдинбургом, каким мы его знаем.
Что же касается живописных садов Принсес-стрит, то они воз никли в конце второго — начале третьего десятилетия XIX века. В связи со строительством епископальной церкви св. Иоанна вновь возник вопрос о запрещении возводить здания на южной стороне Принсес-стрит, о чем в 1816 году был издан соответствующий указ. Владельцы домов на Принсес-стрит получили разрешение огородить решеткой южную сторону улицы. Одновременно, по проекту инженера Роберта Стивенсона наконец окончательно осушили дно Нор Лох, и городской совет объявил о продаже образовавшегося участка земли с тем, чтобы на нем был создан питомник или сад, или просто зеленые лужайки, которые послужили бы украшению города. В 1821—1822 годах проложили первые дорожки, высадили 34 000 деревьев (позднее замененных другими), и вскоре в состоятельных кругах Эдинбурга стало в высшей степени модно иметь ключи от садов Принсес-стрит. Почетное право пользоваться садом было предоставлено Вальтеру Скотту.
В начале 1840-х годов железные дороги вторглись на территорию города. У подножия Замковой скалы, по дну глубокой траншеи, побежали рельсы, ныряя в туннель под Маундом и завершая свой путь у платформы Уэйверли-стейшн, в самом центре Эдинбурга, у Северного моста.
От территории садов железнодорожные пути были отгорожены каменной стеной, спроектированной Плейфером. Эта стена и густые посадки деревьев сделали присутствие железной дороги как можно менее заметным. Нынче вокзал Уэйверли, открытый в 1846 году, стал одним из крупнейших в Шотландии. Но, отдыхая в садах Принсес-стрит, любуясь их цветниками и памятниками или слушая, к примеру, состязания музыкантов-волынщиков на от крытой эстраде, совершенно забываешь о том, что в двух шагах находится такая напряженная транспортная артерия.
Памятники, расположенные в садах Принсес-стрит, носят очень различный характер и неодинаковы по своим художественным достоинствам. Мы уже упоминали наиболее значительный из них—памятник Вальтеру Скотту. Здесь же можно увидеть и эффектный фонтан, изготовленный во Франции для одной из па рижских выставок, но вместо того проданный в Шотландию; в тихом уголке сада можно посидеть на скамьях, составляющих часть памятника, воздвигнутого в 1927 году шотландцами, живущими в Америке, в память об участии Шотландии в первой миро вой войне. Среди других можно назвать памятник исследователю Африки Давиду Ливингстону.
Поблизости от Маунда находится ещё одна достопримечательность садов Принсес-стрит — «цветочные часы», созданные в 1903 году и представляющие собой большой цветник, в центре которого — циферблат и часовые стрелки, тоже выложенные из цветов. Рисунок этого великолепного цветника, предмета гордости эдинбургских садовников, ежегодно меняется.
Но главной притягательной силой этой части Эдинбурга, конечно же, являются те сокровища, что хранятся посреди садов Принсес-стрит, на Маунде, в Национальной галерее Шотландии.