Материал для отделочных работ

В отделочных работах наиболее широко применяются краски. В продажу они поступают двух видов: разведенные (на олифе, лаке и т. п.) и сухие, разводимые водой с примесью клея.

Масляные краски обычно продаются в банках весом от 0,5 до 3 кг. Они бывают двух родов: готовые к употреблению и густотертые. Густотертые краски нужно разводить олифой, лаком или другими разбавителями. Они сохраняются дольше, чем жидкие. Хранить краски надо в сухих помещениях,, изолировав их от попадания прямых солнечных лучей, которые окисляют краску даже через стенки банок. Если краска приобретается не в заводской упаковке, а накладывается в посуду из краскотерки или бочки, сверху её необходимо залить олифой или водой, чтобы предохранить от высыхания. Краски не должны подвергаться замораживанию.

Покупая краски, надо обращать внимание на то, что обозначено на этикетке. Высоким качеством отличается продукция государственных химических заводов. О хорошем качестве красок говорит пометка «ГОСТ» или ТУ МХП на этикетке. Густотертые масляные краски бвтают либо земляные, либо химические. Земляные краски меньше выгорают под лучами солнца, чем химические, что надо учитывать при выборе цвета для наружной окраски дома.

Количество олифы, необходимое для получения готовой краски, зависит от маслоемкости пигмента, а количество готовой краски, необходимое для выполнения намеченной работы, — от её укрывистости, т. е. от того, сколько граммов краски требуется на 1 м2 поверхности, чтобы получить чистый цвет без следов просвечивающего фона.

В таблице 17 указаны основные характеристики масляных, красок.

Масляные краски разбавляют олифой. Она бывает натуральной, полунатуральной и искусственной. Натуральная олифа, представляющая собой вареное льняное масло, используется обычно при окраске сырых мест: оконных переплетов, санитарных приборов, крыш, и для приготовления замазки. При окраске зданий снаружи натуральная олифа должна применяться только с хорошими стойкими красками, которые не выгорают под лучами солнца.
Качество натуральной олифы можно проверить так. На стекло капают олифу, кладут щепотку сухой краски (охры, сурика) и растирают пальцем. Затем стекло ставят наклонно, 12 часов выдерживают при комнатной температуре и, наконец, пробуют «на отлип»: если палец не липнет, олифа хорошая; если сильно прилипает, то плохая. Через сутки стекло надо поскоблить ножом, если получается стружка, олифа хорошего качества. Пленка плохой олифы колется и трескается. Примеси нефтяных масел можно выявить, прикладывая бумагу к высохшему слою олифы: если через час-два на бумаге появятся жирные пятна, значит, есть примесь. Другие примеси можно определить, нагревая олифу в баночке: обилие пены и запах говорят о примесях.

 

Таблица 17

Масляные краски

Цвет краски Наименование краски Свето-прочность Количество олифы на 1 кг густо-

тертой краски (г)

Количество

готовой

краски на

1 м2 (г)

Примечание

Белый

Белила цинковые

Прочная

400

150-170

 
  Белила свинцовые  

375

250-300

ЯДОВИТЫ Ни с чем не смешивать.

  Белила

литопоно-

вые

 

400

170-200

Используют ся внутри

помещений

Тускло-желтый

Охра

Прочная

400

170-200

Земляная

(лучшая

для полов)

Коричнево-красный

Охра

 

500

170-200

 
Коричневая с зеленоватым оттенком

Умбра

 

600

100

 
Красно-коричневая

Мумия

 

500

100

 
Коричнево-красная Сурик железный  

650

50

 

Черный

Сажа газовал

Прочная

1000

150

 

Синий

Ультрамарин Неустойчивая

300

100

Для

внутренних

работ

Темно-синий Берлинская лазурь

Прочная

620

125

 
Ярко-желтый Желтый крон Неустойчивая

350

200

Разбавляется белилами

 

Лимонная

 

500

150

Не красить

по свежей

штукатурке

Тусклый темно-зеленый Окись хрома

Прочная

350

100

 
Яркий темно-зеленый Зелень свинцовая  

300

70

 

Красный

Краплак

Неустойчивая

400

130

 

Полунатуральная олифа представляет собой такое же масло, но сваренное до густоты специальным образом и затем разведенное растворителем. Такие олифы быстрее сохнут и дают более твердую и блестящую пленку, чем натуральные. Поэтому стремление покрывать все красками на натуральной олифе ни чем не обосновано. Примером полунатуральной олифы служит олифа- оксоль. Пленки полунатуральных олиф с земляными красками при наружной окраске держатся около четырех лет.
Искусственные олифы (абиетоль, карбоноль, лакойль) представляют собой различные нефтяные соединения и пригодны для недорогой внутренней отделки. Они совершенно не выносят сырости.
Разводить густотертую масляную краску можно масля-но-смоляным лаком, который в полтора-два раза дешевле натуральной олифы, но не уступает ей по качествам, а порой и превосходит ее. Лаки поступают в продажу под номерами с буквами-индексами «С» или «Т», что соответственно обозначает светлый или темный лак. Светлые краски должны применяться со светлыми лаками.

Лак № 4 употребляется для окраски пола и мебели. Он дает прочную, хорошо сопротивляющуюся истиранию пленку. Лак № б идет для наружных работ и дает пленку, устойчивую против атмосферных воздействий. Лаком № 7 окрашивают внутренние поверхности (стены, двери и т. п.), не подвергающиеся истиранию. Лак № 8 употребляется

для разведения бронзовых и алюминиевых порошков при внутренней окраске, сохнет он очень быстро.

Масляно-смоляные лаки продаются в жестяных, плотно закупоренных банках, снабженных соответствующими этикетками. На 1 кг густотертой краски требуется приблизительно 0,5 кг лака. Время высыхания краски зависит от температуры помещения и вещества, на котором разведена краска. Практически масляные краски полностью высыхают через 24 часа {при разведении их на олифе). Пол, окрашенный такой краской, должен сохнуть при комнатной температуре не менее 36 часов.
Белила цинковые и свинцовые и сажа сохнут несколько дольше, чем другие краски. На масляно-смоляных лаках краски при комнатной температуре сохнут не более 10 часов.

Помимо масляных красок, для отделочных работ с успехом могут быть применены эмали, продающиеся в готовом к употреблению виде. Эмали имеют марки ФО и МО с номером. Первая буква обозначает, на каком лаке составлена эмаль (М — масляный, глифталевый, ФО — общего назначения). На 1 м2 поверхности требуется около 170 г эмали. Если светлая эмаль наносится на темный фон, то требуется двойное покрытие, что необходимо учитывать при определении нужного количества эмали.
Для получения хорошей тонкой пленки эмаль необходимо подогреть и держать в банке, поставленной в горячую воду. Нагретая эмаль лучше ложится на поверхность и её меньше требуется. В холодном помещении с вертикальных поверхностей эмаль стекает вниз и образует наплывы и натеки. Таким же образом подогреваются масляные лаки.

Нитроэмали, обозначенные маркой НКО с номером, также с успехом могут быть применены для отделочных работ. Их можно наносить кистью. Но вообще лучше наносить эмаль пистолетом-распылителем. Эти эмали очень быстро сохнут, имеют приятный внешний вид и хорошо моются. Загустевшие нитроэмали можно разбавлять специальными растворителями № 646 и № 648, которые продают
ся отдельно. Ими лее нужно мыть кисти после работы с нитроэмалью.

Несколько слов о разбавителях и растворителях. Разбавитель — это обычно прозрачная жидкость, делающая краску жидкой и быстрее сохнущей. Разбавители значительно дешевле олиф или лаков. Они придают матовость красочной пленке. К разбавителям относятся: керосин, скипидар (наилучший скипидар — терпентинный или живичный), уайт-спирит и сиккатив (темная жидкость с резким запахом). Сиккатив должен составлять не более 10% от веса краски в смеси с каким-либо другим разбавителем, иначе пленка краски будет непрочной и быстро сойдет. Растворитель — специальная жидкость, применяемая при работе с нитроэмалями и нитролаками. Его используют также для мытья кистей. Наилучший растворитель для этой цели — КР-Зб.

Такие отделочные материалы, как нитролаки и политуры, употребляются преимущественно для отделки столярных изделий и мебели. В общих отделочных работах их применение ограничено.

Краски, используемые для клеевой отделки поверхностей внутри помещений, продаются в приготовленном виде (гуашь или плакатные краски) и в виде сухого цветного порошка-пигмента. Качество порошка проверяется таким образом: на лист плотной белой бумаги высыпают щепотку сухой краски и растирают пальцем; если не встречается кусочков, которые тотчас себя обнаружат, краситель чистый. Эти пигменты применяются с мелом, к каче-ству которого при малярных работах надо предъявлять высокие требования. Мел должен быть чистым и тонкомолотым; лучший мел — отмученный. При небольших объёмах работ иногда применяют дешевые зубные порошки.

Если нужно окрасить небольшую по размеру площадь, то вместо сухого пигмента рекомендуется покупать готовую гуашь в банках, которая бывает самых разнообразных цветов, трудно получаемых из сухих красок. Небольшие количества масляных красок также лучше приобретать в тюбиках. Это относится ко всем интенсивным укрывистым

краскам, таким, например, как берлинская лазурь, киноварь, стронциановая, кадмий оранжевый и т. п.

Источник: Кулебакин Г. И. К66 Строительство частного дома / Серия «Для дома и заработка». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004