О связи произведений монументально-декоративного искусства с элементами оборудования и прикладного искусства в интерьере

Структура и отделка интерьера определяются прежде всего его назначением, но вместе с тем в значительной степени зависят и от тех элементов, которые в нем находятся. Каждый элемент интерьера отличается собственными, только ему свойственными качествами, исходя прежде всего из функции. Чтобы достичь комплексного решения, единства художественного и эмоционального качеств интерьера, каждый его элемент должен быть органично связан с другими компонентами. Это исходное положение определяет основные требования по композиционной и идейно-художественной связи между произведениями монументально-декоративного искусства и различными элементами оборудования в интерьере. Наиболее значительными элементами прикладного искусства в интерьере являются мебель, текстиль, средства освещения. Естественно, не в каждом интерьере все эти элементы применяются вместе, тем более в комплексе с произведениями монументально-декоративного искусства.
По проекту известных современных представителей функционалистического направления Г. Гентриха, X. Печнига и их помощников в Гамбурге построено 19-этажное административное здание Унилефер. Его интерьеры различного назначения (вестибюли, столовые, бюро и др.) решены в предельно лаконичных формах и отвечают вместе с тем высоким функциональным и эстетическим требованиям. Это наблюдается уже в зоне вестибюля, где потоки людей распределяются (по идее треугольного плана) на два основных направления. Главным визуальным распределителем помимо открытых пространств вестибюля служит остроугольная, покрытая полированным, темного цвета скандинавским гранитом, внутренняя стена. Блеск, цвет и рисунок гранита, учитывая положения плоскостей стены в интерьере, возбуждают ощущение монументальности, и в этом смысле стена отчасти выполняет функцию произведения монументального искусства.
В вестибюле на коврах островками размещено несколько групп мебели для отдыха, контрастно выделяющейся на фоне светлого красноватого пола, покрытого плитами из натурального камня. Но наиболее эффектно использованы средства искусственного освещения. Простые стержни люминесцентных ламп образуют длинные, параллельные динамичные линии, расходящиеся от дверей вестибюля по двум главным направлениям движения людей. Стержни очень выделяются на фоне черного акустического потолка и, главное, отражаясь на полированных гранитных стенах, как в зеркалах, создают эмоциональный эффект, впечатление полного архитектурно-пространственного и стилевого единства между основными элементами интерьера. Освещение здесь играет активную объединяющую и ориентирующую роль.Аналогичное сочетание характерно для холла второго этажа (с каменной мозаикой худ. Д. Ельферса) и столовой с кафетерием, разделенных свободно расставленными в пространстве перегородками с текстурным рисунком. Простые и строгие формы мебели, длинные ряды встроенных плоских светильников усиливают ощущение функциональной эстетичности и единства архитектурного замысла.
Насколько важное значение имеют форма, цвет и другие качества мебели в интерьере, особенно в таком, где все элементы, включая и монументальное произведение искусства, подчинены ведущей композиционной идее, видно на примере вильнюсского кафе «Таурас», в котором после замены мебели интерьер приобрел другой вид, не соответствующий первоначальному стилевому замыслу. Мягкие плавные линии новой мебели вошли в противоречие со строгой, сдержанной пространственной композицией и суровым тематическим содержанием интерьера, нарушив его целостность (в дальнейшем положение было исправлено).

В «Бочю вальгикла» (Вильнюс) в старинном помещении ренессансного стиля использована совершенно чуждая этому интерьеру стандартная легкая мебель из гнутых металлических стержней. Архитекторы запроектировали мебель, формы которой должны были соответствовать общему стилевому характеру интерьера, однако этот замысел не был реализован. Случайный набор мебели служит примером резкого несоответствия между нею и общим архитектурным решением интерьера.
Важным средством архитектурно-пространственной организации и усиления художественной выразительности интерьера должно стать искусственное освещение, поскольку оно не только влияет на зрительное восприятие и ощущение цвета, но и способствует выявлению зон, форм, фактуры, пластики и тектоники интерьера, а иногда может служить даже основным декоративным средством. В этом отношении представляет интерес использование искусственного освещения в круглом зале ресторана ленинградской гостиницы «Ленинград» (архитекторы С. Сперанский, В. Струзман, Н. Каменский), где вся площадь потолка заполнена концентрическими лучами от единого светильника.

В круглом зале кафе «Дайнава» в Друскининкае светильник выполнен в форме больших ступенчатых кругов, соответствующих перекрытию и органично вписанных в архитектурную структуру интерьера. Днем светильник совершенно незаметен, и только после включения света можно увидеть источник освещения. Благодаря лаконичности и монументальности форм он хорошо согласуется с бетонным барельефом, являясь как бы его верхним архитектурно-композиционным завершением. Однако ввиду того что свет падает на стены и вещи кругами, яркие полосы чередуются с неяркими, принятый принцип освещения едва ли приемлем для барельефной стенки, нуждающейся в ровном, целенаправленном освещении.
Важное значение форм, величины и размещения светильников особенно проявляется тогда, когда они хорошо видны и как бы конкурируют с другими элементами интерьера, в том числе и с произведениями монументального искусства. Например, в интерьере ресторана Вильнюсского вокзала светильники цилиндрической формы подвешены к потолку на чрезмерно длинных шнурах и частично заслоняют сграффито на стене зала, мешают его обозрению. Неудачно применены светильники и в интерьере вильнюсского ресторана «Вильнюс», где всю торцовую стену зала, от поля до потолка, занимает керамическое панно.

Ресторан в Вильнюсском вокзале
Ресторан Вильнюсского вокзала

Осветительная арматура в таком случае должна быть непретенциозной, незаметной. Однако примененные светильники трех типов (большие подвесные люстры, встроенные в потолок «точеные» светильники и непосредственно у панно — для его подсвета — подвесные светильники типа прожекторов) заслоняют панно. Неувязка между распределением осветительной арматуры, ее формами и произведением монументального искусства ухудшает общее композиционное решение интерьера, особенно эмоциональное впечатление от него.
В этом интерьере чувствуется также несоответствие между мебелью и композиционным решением панно: крупные плоскостные формы и массивность мебели резко сопоставляются на фоне стены с размельченным изображением панорамы Вильнюса.
Текстиль подобран в соответствии с общей сдержанной, неяркой гаммой интерьера. Единственная в зале занавесь ровного светло-желтого цвета, прикрывающая всю боковую стену, служит сильным архитектурно-композиционным элементом, но воспринимается как вспомогательный, не бросающийся в глаза уместный компонент.

В детском кафе «Ник-штукас» в Вильнюсе осветительной арматуры не видно. Она спрятана в потолок и поэтому не заслоняет росписи на стене. Но наблюдается другой недостаток. Светильники распределены в шахматном
порядке по всему потолку в виде квадратов. Чередование темных и освещенных квадратов создает пестроту, которая начинает конкурировать с пестрой тематической росписью стены. Вместо того чтобы подчеркивать доминирующее значение росписи — произведения монументально-декоративного искусства,— освещение действует как самостоятельный элемент, независимый от общего композиционного решения интерьера.
В современной архитектурной практике встречаются и такие решения общественных интерьеров, где освещение служит главным средством эмоциональной напряженности и художественной выразительности. Так, в вестибюле здания западногерманского газетного концерна «Шпигель» на стенах и потолке распределено много одинаковой величины и формы разноцветных, все время светящихся светильников

архитекторы В. Калморген, В. Пантон
Вестибюль здания «Шпигель» в Гамбурге (архитекторы В. Калморген, В. Пантон)

Сила их воздействия на человека заключается прежде всего в том, что они охватывают посетителя сразу со всех сторон, отражаясь даже на блестящей поверхности пола.
Использование такого броского света и цвета имеет целью ошеломить посетителя, создать запоминающийся рекламный эффект.
Светильники как вид прикладного искусства только тогда могут полностью выполнить свою функцию, когда они подчинены комплексному решению утилитарных и идейно-эмоциональных задач.
Однако, как можно было видеть из некоторых примеров, на практике далеко не всегда учитывается, что прикладное искусство кроме выполнения утилитарной функции должно быть подчинено одной композиционной идее в комплексном решении интерьера, равно как и монументальное искусство. В этом смысле средства прикладного искусства в интерьере хотя и не являются кульминационными акцентами, по существу, равноправны с произведениями монументально-декоративного искусства. Вместе с тем они призваны способствовать выявлению лучших качеств и функционально-композиционного значения произведений монументально-декоративного искусства в интерьере.