Единый налог на вмененный доход

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (далее — Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ) существенно изменяет систему налогообложения доходов физических лиц от сдачи внаем (в аренду) жилья.

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее — единый налог) устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с указанным Законом и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов РФ для целей применения единого налога на вмененный доход определяются:

— сферы предпринимательской деятельности (в пределах перечня, установленного ст. 3 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ);

— размер вмененного дохода;

— иные составляющие формул расчета сумм единого налога;

— налоговые льготы;

— порядок и сроки уплаты единого налога;

— иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством РФ.

Со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов РФ не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», за исключением (см. ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ):

1) государственной пошлины;

2) таможенных пошлин и иных таможенных платежей;

3) лицензионных и регистрационных сборов;

4) налога на приобретение транспортных средств;

5) налога на владельцев транспортных средств;

6) земельного налога;

7) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

8) подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, указанных в ст. 3 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ;

9) удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами РФ о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.

Для целей применения Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ введены следующие основные понятия: вмененный доход, базовая доходность, повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности, деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога.

Под вмененным доходом понимается потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.

Базовая доходность определяется как условная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единицу площади, численности работающих, производственной мощности и др.), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях.

Повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности представляют собой коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора (места деятельности, вида деятельности) на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога.

Свидетельство об уплате единого налога является документом, подтверждающим его уплату налогоплательщиком. Форма свидетельства устанавливается Правительством РФ.

На каждый вид деятельности выдается отдельное свидетельство. Налогоплательщикам, имеющим два и более отдельно расположенных места осуществления деятельности (палатки, ларьки, кафе и др.), свидетельство выдается на каждое из таких мест.

Порядок выдачи свидетельства устанавливается нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Свидетельство выдается налогоплательщику не позднее трех дней со дня уплаты единого налога, определяемого в соответствии с требованиями Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». При выдаче свидетельства заполняется второй экземпляр, который хранится в налоговом органе. Использование при осуществлении предпринимательской деятельности любых копий свидетельства (в том числе и нотариально удостоверенных) не допускается. В свидетельстве указываются наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица-налогоплательщика, вид (виды) осуществляемой деятельности, место его нахождения, идентификационный номер, номера расчетных и иных счетов, открытых этим лицом в учреждениях банков, размер вмененного ему дохода по каждому виду деятельности, сумма единого налога, натуральные показатели, характеризующие осуществляемую им деятельность, показатели базовой доходности и ее повышающие (понижающие) коэффициенты, используемые при исчислении суммы единого налога.

Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога. На свидетельство распространяются правила обращения с документами строгой отчетности, установленные действующими нормативными актами РФ. Свидетельство не подлежит возобновлению при утрате. В этом случае на оставшийся налоговый период налогоплательщику выдается новое свидетельство с отметкой «Взамен утерянного». Плата за новое свидетельство составляет не более 20% стоимости свидетельства на оставшийся налоговый период. При повторной утрате свидетельства оно приобретается за 100% стоимости на оставшийся налоговый период. Взимание отдельной платы при первичной выдаче свидетельства не допускается (см. ст. 8 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ).

Плательщиками единого налога являются юридические лица и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица физические лица.

Плательщиками единого налога являются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах:

— оказание ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий);

— оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви и изделий из кожи, меха; пошив и ремонт одежды; ремонт часов и ювелирных изделий; ремонт бытовой техники и предметов личного пользования; ремонт и изготовление металлических изделий; ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования; сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов);

— оказание физическим лицам парикмахерских услуг (деятельность парикмахерских салонов), медицинских, косметологических услуг (в том числе в косметических салонах), ветеринарных и зооуслуг;

— оказание услуг по краткосрочному проживанию;

— оказание консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг; обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования;

— общественное питание;

— розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

— розничная выездная (нестационарная) торговля горюче-смазочными материалами;

— оказание транспортных услуг;

— оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей.

Юридические лица являются плательщиками единого налога при осуществлении деятельности в следующих сферах:

— оказание бытовых услуг физическим лицам;

— оказание физическим лицам парикмахерских услуг (деятельность парикмахерских салонов), медицинских, косметологических услуг (в том числе в косметических салонах), ветеринарных и зооуслуг;

— общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек);

— розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, ларьки, лотки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

— розничная выездная (нестационарная) торговля горюче-смазочными материалами;

— оказание транспортных услуг субъектами малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек;

— оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей.

Для целей Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ к продаже за наличный расчет приравниваются: продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислению со счетов в банках и иных кредитных организациях по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги) (см. п. 2 ст. 3).

Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период по единому налогу устанавливается сроком в один квартал (см. п. 1 ст. 4). Подразумевается, что по каждому месту осуществления какого-то вида деятельности определяются самостоятельные объекты налогообложения.

Ставка единого налога на вмененный доход устанавливается в размере 20% вмененного дохода (см. п. 1 ст. 5). В упомянутом выше Законе не предусматриваются возможности изменения ставки единого налога на уровне законодательных органов государственной власти субъектов РФ, однако эти органы имеют все полномочия по установлению правил расчета вмененного дохода.

Налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать общий порядок ведения расчетных и кассовых операций. Важно отметить, что переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщика от установленных действующими нормативными актами РФ обязанностей по представлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Формы отчетности по единому налогу устанавливаются нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ (см. п. 2 ст. 4).

При осуществлении нескольких видов деятельности на основе свидетельства учет доходов и расходов должен вестись раздельно по каждому виду деятельности (см. п. 3 ст. 4). Подразумевается, что при наличии двух и более отдельно расположенных мест осуществления деятельности учет должен вестись по каждому месту деятельности раздельно. Это обусловлено тем, что на каждое место осуществления деятельности предусмотрена выдача отдельного свидетельства об уплате единого налога.

Налогоплательщики (вне зависимости от места регистрации), осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, ведут по ним раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и проводимых хозяйственных операций (см. п. 4 ст. 4). Деятельность на основе свидетельства подлежит налогообложению исключительно в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г., № 148-ФЗ, а иная предпринимательская деятельность — в соответствии с иными законами.

Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки (20%), значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которая определяется в зависимости от следующих факторов:

1) типа населенного пункта, в котором осуществляется предпринимательская деятельность;

2) места осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта (центр, окраина, транспортная развязка и др.);

3) характера местности (тип автомагистрали и др.), если деятельность осуществляется вне населенного пункта;

4) удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от транспортных развязок;

5) удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от остановок пассажирского транспорта;

6) характера реализуемых товаров (производимых работ, оказываемых услуг);

7) ассортимента реализуемой продукции;

8) качества предоставляемых услуг;

9) сезонности;

10) суточности работы;

11) качества занимаемого помещения;

12) производительности используемого оборудования;

13) возможности использования дополнительной инфраструктуры;

14) инфляции;

15) количества видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком (см. п. 2 ст. 5).

Размер вмененного дохода и значения иных составляющих формул расчета единого налога устанавливаются нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (см. п. 3 ст. 5). Другими словами, субъектам РФ предоставлена свобода установления любого размера вмененного дохода для любого вида деятельности и практически любого конкретного предпринимателя.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ Правительство РФ в течение одного месяца со дня вступления в силу Закона должно было разработать и довести до сведения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ рекомендуемые (но не обязательные) формулы расчета суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых составляющих.

Порядок исчисления единого налога разрешено устанавливать нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с нормами Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ (см. п. 1 ст. 6).

Уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100% суммы единого налога за календарный месяц. Конкретные сроки уплаты устанавливаются нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта РФ. Налогоплательщику предоставлено право произвести уплату единого налога путем авансового перечисления суммы единого налога за 3, 6, 9 или 12 мес. В этом случае сумма единого налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, уменьшается соответственно на 2, 5, 8 и 11% (см. п. 2 ст. 6). Возможность возврата авансовых платежей единого налога не предусмотрена. В случае внесения изменения в перечень сфер деятельности, а также внесения количественных или качественных изменений в формулы расчета единого налога последний должен быть пересчитан, начиная со дня вступления в силу соответствующего федерального закона и (или) нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (см. п. 3 ст. 6).

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ устанавливает твердый порядок зачисления сумм единого налога в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. Важно отметить, что различаются порядки зачисления сумм единого налога для организаций и для физических лиц-предпринимателей.

Суммы единого налога, уплачиваемые организациями, подлежат зачислению в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в следующих пропорциях (см. п. 1 ст. 7):

— в федеральный бюджет — 25% общей суммы единого налога, из которых 4% направляется в Федеральный дорожный фонд РФ;

— в государственные внебюджетные фонды — 25% общей суммы единого налога (из них: Пенсионный фонд РФ — 18,350%; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,125%;

территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 2,150%; Фонд социального страхования РФ—3,425%; Государственный фонд занятости населения РФ — 0,950%);

— в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты — 50% общей суммы единого налога, из которых до 15% могут направляться в территориальные дорожные фонды.

Суммы единого налога, уплачиваемые физическими лицами-предпринимателями, подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и государственные внебюджетные фонды в следующих пропорциях (см. п. 2 ст. 7):

— в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты — 75% общей суммы единого налога;

— в государственные внебюджетные фонды — 25% общей суммы единого налога.

Распределение сумм единого налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, устанавливается в соответствии с нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (см. п. 3 ст. 7).

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ устанавливает порядок перехода налогоплательщиков на уплату единого налога. В соответствии с п. 1 ст. 10 принятый законодательными органами субъекта РФ нормативно-правовой акт о введении единого налога должен быть официально опубликован не позднее чем за один месяц до начала очередного налогового периода по единому налогу (до начала очередного квартала).

Не позднее одного месяца со дня официального опубликования нормативно-правового акта о введении единого налога все предприниматели и организации обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы подлежащего уплате в очередном налоговом периоде единого налога, произведенный ими в соответствии с принятым нормативно-правовым актом. При наличии у предпринимателя или организации нескольких торговых точек или иных мест осуществления деятельности на основе свидетельства об уплате единого налога расчет сумм этого налога представляется по каждому из таких мест.

Органы Министерства РФ по налогам и сборам по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет проверяют приведенные в расчетах данные и не позднее одного месяца после получения указанных расчетов официально уведомляют налогоплательщика о переводе его на уплату единого налога с указанием в уведомлении конкретных сумм вмененного дохода, установленного налогоплательщику на очередной налоговый период, в целом и по каждому месту осуществления деятельности. Форма уведомления о переводе налогоплательщиков на уплату единого налога утверждается Министерством по налогам и сборам РФ (см. п. 2 ст. 10).

В части первой НК упоминание о едином налоге на вмененный доход отсутствует, что означает либо упразднение данного вида налогообложения при вступлении в силу части второй НК, либо включение его в качестве особого режима налогообложения доходов физических лиц. В связи с тем что отмена единого налога на вмененный доход была бы неразумным действием, отказ от использования данной системы налогообложения представляется маловероятным, так как этот вид налога позволяет не только упростить налогообложение ряда категорий индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, но и существенно увеличить собираемость налогов на территории отдельных субъектов РФ.

Особо следует подчеркнуть, что действующий единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности практически исключает возможность установления пределов вмененного дохода на федеральном уровне.

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, в принципе, распространяется также на доходы от деятельности иностранных физических и юридических лиц, но его практическое применение ограничено рядом организационных проблем, к числу которых можно отнести отсутствие специальных инструкций, регламентирующих порядок налогообложения в случаях, когда иностранное лицо зарегистрировано в стране, с которой Российская Федерация имеет соглашение об избежании двойного налогообложения. Как известно, объектом обложения единым налогом на вмененный доход являются доходы от активной экономической деятельности (предпринимательской деятельности). Но возможны ситуации, когда иностранное лицо получает доходы, на которые распространяются режимы обложения, установленные международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Единый налог на вмененный доход позволяет решить проблему контроля за деятельностью иностранных физических и юридических лиц на территории РФ по извлечению дохода в сфере услуг и розничной торговле, но для этого необходимо усовершенствование самой системы и ужесточение правил, определяющих ответственность лиц, привлекающих иностранных граждан для выполнения работ и оказания услуг без соответствующей регистрации и постановки на учет в налоговых органах.