Шедевр Шехтеля на Садовой-Кудринской: история доходного владения Н.С. Кана

Свое название Садовая-Кудринская улица получила лишь в XIX веке. Однако село Кудрино, давшее ей имя, было известно уже с XIV столетия. В московском пожаре 1812 года местность полностью выгорела, но сразу после Отечественной войны начала интенсивно застраиваться. Здесь селились купцы, чиновники, строились здания для различных учреждений.

Садовая-Кудринская улица связана с именами многих известных людей. Тут проживали писатель Антон Чехов и художник Василий Поленов, работал знаменитый детский врач Нил Филатов, а в женской гимназии училась поэтесса Марина Цветаева. В доме 2/62 снимал квартиру композитор Петр Чайковский, создавший тут целый ряд произведений: Концерт для фортепиано с оркестром № 1, серенаду для скрипки, множество романсов. Здесь же была закончена опера «Кузнец Вакула» и начат балет «Лебединое озеро».

Сегодня этот дом, а на самом деле комплекс из двух строений, известен как доходное владение Н.С. Кана. Он расположен на пересечении Садовой-Кудринской и Малой Никитской улиц.

Первая постройка на участке была возведена в 1868–1870 годах, когда его владельцем был титулярный советник по фамилии Полуэктов. В 1901 году владение приобретает купец первой гильдии Николай Кан. Он нанимает знаменитого архитектора Федора Шехтеля, который возводит еще один дом — на этот раз только на Садовой-Кудринской улице — и оформляет его в стиле модерн. Одновременно с этим были переделаны и фасады примыкающего к дому строения на Малой Никитской.

Таким образом, на территории участка сформировался комплекс каменных строений с внутренним двором и проездной аркой со стороны Садовой-Кудринской — особняк Кана и доходный дом. В особняке жил сам Кан с семьей, а помещения второго здания сдавались внаем. Известно, что там также располагались мебельный магазин, банковская контора, похоронное бюро, женские архитектурные курсы и городское училище.

Фасады обоих зданий были выполнены в стиле модерн, как и большинство работ Шехтеля. Особняк украсили объемные панно под оконными проемами и узорчатые вкладыши в межоконном пространстве. Главный вход доходного дома, обращенный к Малой Никитской, был оформлен коротким выступом и пилястрами, а также козырьком над подъездом. В качестве декоративных элементов на фасаде Шехтель использовал наличники на окнах с замковыми элементами.

Главной особенностью этого здания является фриз, то есть декоративная композиция, венчающая карниз. Он украшен маскаронами с изображениями женских лиц, перевитыми лентами-косами, которые окружают щиты, имитирующие листья кувшинок.

К середине ХХ века фасады особняка Кана на Садовой-Кудринской улице претерпели значительные изменения. Была утрачена двухэтажная выступающая часть фасада — ризалит-эркер с балконом на верхнем этаже. Дверной проем парадного входа, располагавшегося рядом с проездной аркой, частично заложили и превратили в окно.

В 1990-е бывшее владение Кана перешло в частные руки. Новые владельцы в 2000-х занялись реконструкцией, которая привела к утрате значительной части интерьеров и венчающего карниза, а также изменению пластики декора фасадов.

Научная реставрация

В целом к моменту реставрации фасады зданий находились в крайне неудовлетворительном состоянии. Они утратили пластику лепных элементов и тонкость, присущую стилю модерн.

Работы начались в 2019 году и проходили в два этапа. Все строения, созданные Шехтелем, отличаются скрупулезной проработкой деталей. Каждый элемент здесь имеет значение в соответствии с эстетическими принципами модерна. В ходе работ специалисты расчистили до авторского слоя сложный лепной декор, выявили, откорректировали и вернули пластику лепных элементов, искаженных в процессе эксплуатации здания.

В процессе реставрации были определены первоначальные габариты и форма наличника утраченного дверного проема основного входа в особняк. В соответствии с чертежами Федора Шехтеля установили дверной блок, а на основании обнаруженных следов ступеней сделали крыльцо. Простенки между окнами реставраторы облицевали керамической плиткой, имитирующей кирпичную кладку.

Цельный образ архитектурной отделки фасадов собран из мельчайших пазлов, раскрытых в результате кропотливой расчистки подлинных деталей и элементов. Их цветовое решение было выполнено на основании выявленной первоначальной покраски. В итоге фасадам зданий вернули образ, задуманный Шехтелем в самом начале прошлого столетия.

В 2021 году доходное владение Кана стало лауреатом конкурса «Московская реставрация».

Добавить комментарий