Цикл статей об электроинструментах продолжается. Мы уже беседовали о правилах безопасной работы. Мы учились грамотно выбирать инструмент: лобзик и перфоратор, торцовку и миксер, отбойный молоток и промышленный фен, краскопульт и штроборез, цепную и сабельную пилу, шлифмашину ишуруповёрт, болгарку и пылесос, строительный степлер.
Почему инструмент ломается Заводской брак. Немного о гарантии
Культура работы электрическим инструментом
Теперь хотелось бы поговорить о том, как правильно пользоваться электрическим инструментом, чтобы он максимально долго и эффективно нам служил. Надеемся, в этой статье Вы найдёте для себя много полезной информации, воспользуетесь нашим практическим опытом. Предлагаем рассмотреть причины типичных поломок и способы их профилактики, разобраться с заводской гарантией и другими актуальными вопросами.
Хороший инструмент никогда не стоил дёшево. Расставаясь с кругленькой суммой, мы становимся обладателем вожделенного агрегата, который обязан работать вечно. Это вполне естественное желание потребителя, и добавить тут нечего. Однако на практике не всё так просто, оказывается, «неубиваемого» инструмента не существует. Нас искренне удивляет, что дорогая профессиональная модель «посыпалась» через два года, тогда как у дяди Васи простенький перфоратор за 100 $ в полной боеготовности лежит на лоджии уже лет десять. Видимо, мы просто не хотим понимать, что цена и позиционирование инструмента — ничто, по сравнению с интенсивностью применения и степенью нагруженности.
Очень расстраивается незадачливый потребитель, когда узнаёт, что необходимо регулярно производить какие-то профилактические манипуляции, периодически отдавать машинку на ТО. Одни, зная это, по определённым причинам игнорируют данный факт, другие — просто не имеют привычки вникать в детали, руководства пользователя они не читают принципиально. В общем, напряжённость растёт, а воз и ныне там — культура эксплуатации электроинструмента отсутствует.
В чём причины основных неполадок? Что нужно делать, чтобы продлить срок службы любимого инструмента? Как можно использовать весь его потенциал? Это очень правильные вопросы и мы вместе найдём на них ответы.
Почему инструмент ломается
Электрический инструмент — это сложный механизм, который работает в предельно агрессивной среде, подвергается серьёзным нагрузкам. Подобно живому организму — он с каждой минутой эксплуатации «теряет форму». Как всё рукотворное, он имеет определённый ресурс. Ещё никто не сумел побороть трение и усталость материалов. Со своей стороны разработчики прилагают максимум усилий, чтобы их изделия были как можно более надёжными. Перед выходом в серию каждая модель подвергается серьёзным тестовым испытаниям, применяются новые, более выносливые материалы, конструкция машин из года в год становится технологичнее, появляются инновационные системы для обеспечения безопасности, комфорта и долговечности, предлагается полный ассортимент «правильной» оснастки.
Однако против законов физики и, особенно, против человеческого фактора не попрёшь: ремонт или окончательный выход инструмента из строя — дело времени. А вот когда это произойдёт, во многом зависит от нас, от простых пользователей. Производители настаивают на необходимости периодической профилактики, а работники сервисов не перестают повторять, что большинства типичных дорогостоящих поломок можно было избежать, соблюдая элементарные правила эксплуатации, которые не требуют особых капиталовложений или временных затрат. Иногда достаточно всего лишь почистить пылесборник, смазать бур, наточить/заменить режущее полотно, вовремя заменить щётки, просто дать инструменту немного остыть или высохнуть. Доказано, неаккуратность и банальная халатность — первые враги наших электрических помощников. Кроме того, отечественные мастера демонстрируют настоящие чудеса изобретательности, находя всё новые и новые варианты применения узкоспециализированного инструмента (примеров чёрного рационализаторства масса, перечислять не будем).
Заводской брак. Немного о гарантии
Ситуация
Чем больше электроинструмента находится на руках у населения, тем сильнее слышна канонада повсеместных потребительских войн. Мы абсолютно убеждены, что в гарантийный срок всю ответственность за изделие несёт производитель. Мы морально не готовы выделять время и средства на его обслуживание, а когда наступает час «П» — ищем виновных. Многие пользователи с чистой совестью и неуёмной энергией (иногда из корыстных побуждений, иногда по неосведомлённости) терроризируют сервисные центры. Факт — в последнее время участились обращения граждан в суды различного уровня, где рассматриваются гражданские дела о неадекватности АСЦ и недобросовестности производителей. К счастью, такое распространённое ныне явление, как искусственное ограничение срока годности, в сфере производства инструмента пока не наблюдается — это тоже факт.
А возможно ли, что инструмент сломался из-за заводского брака? Безусловно, такое случается. Производители не отрицают этого и без проблем устраняют неисправность, или предлагают равноценную замену изделия (в случае, когда ремонт нецелесообразен). Такие дефекты обнаруживаются на ранних стадиях эксплуатации, и традиционной годичной гарантии вполне достаточно для этого. Заметим, что случаев заводского брака — ничтожно малое количество (мы говорим сегодня только о фирменном инструменте). Некоторые фирмы предлагают более длительный гарантийный срок (до трёх лет: 1+2), при условии регистрации на официальном сайте производителя и выдаче персонального сертификата. Интересно, что инструмент класса хобби в силу менее интенсивной эксплуатации (значит, проявиться проблема может позже), как правило, имеет больший срок гарантии, нежели профессиональный. Например, компания Бош зелёным моделям для домашней мастерской отводит уже 2 года «на обкатку».
Если инструмент во время гарантийного срока вышел из строя, то в любом случае отремонтировать должны бесплатно! Не совсем так, вернее, совсем не так. Существует ряд ограничений, которые мы не всегда принимаем во внимание, а направлены они на то, чтобы производители несли ответственность только за дефекты материалов и сборки инструмента — то бишь за производственный брак. Естественно, что никто из них не даёт гарантию на оснастку и быстроизнашивающиеся детали (ремни, полотна, платформы, штоки… — полный список таких деталей для каждой модели читаем в сертификате). Никто не станет бесплатно ремонтировать перегруженную машину или ту, которая применялась не по назначению. Обоснованной причиной отказа может быть:
Использование неправильной смазки/отсутствие смазки следы самостоятельного ремонта (отсутствует пломба) некачественная топливная смесь механические повреждения обмоток статора и якоря изношенные механизмы крепления оснастки сломанный вентилятор отсоса, разрыв ремня наружные механические повреждения удлинение шнура/замена вилки повреждение пыльников и кожухов ржавчина деформация шпинделя сильное загрязнение следы жидкостей повреждённые или выработанные щётки изношенные шестерни
Список длинный, на сайте производителя или сервисного центра обычно есть специальные инструкции на этот счёт, как правило, они находятся в свободном доступе.
На самом деле, выявить причину поломки или преждевременного износа грамотным механикам труда не составит, в самом крайнем случае, производители защищаются заказом независимой материаловедческой экспертизы. Неплохо, нужно сказать, защищаются.
Справедливости ради отметим, что известные компании все пограничные случаи стараются трактовать в пользу потребителя, в том числе, когда доказать факт нецелевого использования машины сложно (например, коммерческое применение бытовой модели). Многие из них бесплатно устраняют заводской дефект, проявившийся по истечении срока гарантии. Именитые производители по гарантии ремонтируют весь свой инструмент, не зависимо от того, где он приобретался — в гипермаркете, салоне, веб-магазине или на рынке (главное, чтобы правильно был оформлен талон). Они уверяют, что имиджевые потери для них намного весомее, чем гипотетическая сиюминутная выгода от ложного «негарантийного случая». Именно поэтому проводятся прямые опросы конечного потребителя, создаются горячие линии, всячески контролируются авторизованные сервисные центры. Но создавать прецеденты, поощряющие безответственного пользователя, им тоже не выгодно.
Профилактика
Покупайте технику от известных производителей, предоставляющих реальную гарантию и имеющих собственные АСЦ. Требуйте от продавца полного заполнения гарантийного сертификата (соответствие индексов и номеров, наличие штампа торговой организации и даты продажи). Не отделяйте гарантийный талон от паспорта. Все надписи в документе должны оставаться читаемыми. Изучите руководство пользователя. Неукоснительно соблюдайте все рекомендации. Проконсультируйтесь в сервисном центре касательно правил эксплуатации. Там вы можете получить самую точную информацию. Сохраняёте кассовый чек и гарантийный талон.
Длительная перегрузка инструмента
Ситуация
Длительная перегрузка является самой распространённой проблемой, которая влечёт за собой практически неминуемую поломку электрического инструмента. Причин перегрузки может быть несколько.
Первая — это использование инструмента не по назначению. Например, не стоит пользоваться лёгким многорежимным перфоратором, чтобы подолгу выполнять долбёжные работы, не нужно на «маленькую» болгарку ставить 230-й диск, не любой дрелью можно размешивать вязкие растворы, не получится промышленным феном долго обогревать строительный вагончик. Инструмента на все случаи жизни не бывает — это аксиома, неоднократно доказанная временем.
Отдельно следует сказать об использовании бытового инструмента в профессиональных целях. Как известно, он проектируется для непродолжительной эксплуатации в домашних условиях. В этом случае производители применяют упрощённую конструкцию, менее стойкие материалы, меньшую мощность моторов, что даёт им возможность существенно снизить цену на готовое изделие. При определённых обстоятельствах, применение инструмента класса хобби на стройплощадке бывает оправданным, но это скорее исключение из правил, так как такие агрегаты не способны без перерыва трудиться всю смену. После 30 минут работы бытовой инструмент должен примерно столько же «отдыхать» — это средний показатель. Нужно отдавать себе отчёт, что даже при такой щадящей эксплуатации, ресурс любительского агрегата намного меньше, чем у аналогичной профессиональной модели.
Вторая причина — это чрезмерное надавливание на инструмент. Обычно веса агрегата и его силовых характеристик достаточно, чтобы эффективно совершать работу. На практике пользователи стараются ускорить процесс и прилагают излишнюю физическую силу, особенно часто такую ошибку допускают при работе с перфораторами, ручными пилами, лобзиками…
Как результат, имеем выход из строя мотора и механики, разрушение корпуса.
Третья причина — отклонения от нормы показателей электропитания. Проблемы могут возникнуть, как при слишком большом, так и с недостаточным напряжением. Следует обратить внимание, что, используя переноски с малым сечением проводов, мы заставляем инструмент работать в неестественном режиме, вызывающем перегрузки двигателя, порчу электроники. Ещё один нюанс — применение удлинителя, смотанного на бобине, когда скрученный длинный провод является мощной индукционной катушкой и значительно увеличивает нагрузку на цепь (низкое напряжение, большой ток).
Главным признаком перегрузки является чрезмерное нагревание инструмента. Если причину перегрева не устранить, происходит разрушение изоляции обмоток двигателя, короткое межвитковое замыкание с необратимым выходом силовой установки из строя. Неполадки с обмотками можно заметить по сильному искрению в районе щёточного коллектора. Если изначально хорошо защищённый мотор выдержит, то всё ещё впереди — от перегрева разжижается и вытекает смазка, а осушенные элементы (подшипники, шестерни…) быстро разрушаются, деформируются посадочные места, возникает биение якоря о статор, и снова страдает обмотка. Признаком проблем с подшипниками является появление посторонних шумов и сильных люфтов, вибраций. При перегреве расширяются и клинят подвижные детали (например, перестаёт вращаться и перепиливается опорный ролик лобзика, отказывается работать патрон), возможны тепловые деформации корпуса, разрушаются уплотнители.
Косвенными свидетельствами перегрузки можно считать падение частоты вращения шпинделя или хода рабочего штока. При перегрузке мотор инструмента обычно по-другому «поёт», появляются неестественные низкие звуки. Насторожить должно появление потёков смазки в районе редуктора.
Профилактика
Правильно выбираем машину для своих нужд. Применяем инструмент строго по назначению (тип работ, режим работы, штатная оснастка). Делаем рекомендованные перерывы для инструмента, на это рассчитанного. В паспортах и на шильдиках производители указывают максимально допустимые параметры. Они не являются оптимальными. Исключаем излишнее давление на инструмент. Избегаем торможения и заклинивания. Пользуемся удлинителями сечением не менее 1,5 мм2. Длинный провод переноски сматываем с барабана полностью. Контролируем показатели сети, в самом крайнем случае можно воспользоваться стабилизатором или генератором. Внимательно следим за состоянием работающего агрегата (температура, шум, вибрация, обороты, потёки смазки). В случае необходимости, даём инструменту остыть. Рекомендуется немного погонять мотор на холостых оборотах (так обеспечивается хорошая вентиляция). Если уже появились осложнения (искрение, шум, вибрация, вытекающая смазка, дым, запах…), следует прекратить работу и обратиться в сервис.
Загрязнение инструмента
Ситуация
Несмотря на все усилия производителей по защите узлов и механизмов (лабиринтные ходы, решётки, фильтры, уплотнения корпуса, герметичные переключатели), электрический инструмент всё равно подвержен негативному воздействию пыли, абразивов и других отходов. Пыль и мелкий мусор засасывается вовнутрь корпуса вместе с воздухом, предназначенным для охлаждения мотора. Вредоносные частицы оседают на внутренних элементах машины, в результате чего ухудшается вентиляция и отвод тепла, что приводит к перегреву инструмента. Причиной серьёзных поломок часто становится забитый пылесборник. В самых сложных случаях могут разрушаться подшипники, а также «выбиваться» броня обмотки двигателя (эффект пескоструйки плюс абразивное трение) с возможным замыканием. Прямое попадание жидкости в инструмент не менее опасно. Это обстоятельство является причиной выхода из строя электрических узлов и коррозии металлических деталей. Многие мастера пренебрегают чисткой инструмента и уборкой рабочего места. За неимением возможности использовать промышленный пылесос, в ход пускают всевозможные подручные средства защиты — чаши из резиновых мячиков и одноразовой посуды, капроновые чулки, марля.
Профилактика
Применение строительного пылесоса — самый действенный метод. Вручную очищаем вентиляционные каналы инструмента от пыли и застрявшего мусора. Для этого стоит воспользоваться тонкой деревянной палочкой, так как металлический предмет оставит на пластике царапины и повредит антистатическое покрытие корпуса (ситуация только усугубится в будущем). Хорошо помогает продувание инструмента с помощью компрессора или выдувающего пылесоса. Не допускаем переполнения пылесборника (перекрывается вентиляционный канал). Протираем корпус слегка увлажнённой ветошью. Использовать для очистки бензин, растворители или другие агрессивные вещества запрещается — они разрушают пластик. При попадании влаги в инструмент, обязательно нужна тщательная сушка. Внимательно следим за состоянием пыльников и уплотнений, производим их замену при малейших повреждениях (особенно актуально для перфораторов). Работаем исключительно острой оснасткой (например, тупая цепь бензопилы генерирует очень мелкую пыль, которая забивает фильтры и попадает в топливную смесь ДВС). Для очистки/промывки зажимных патронов (например, дрели и лобзики) рекомендуют использовать аэрозольные смазки, типа WD-40. Движущиеся части можно очищать с помощью мягкой кисти.
Смазка инструмента
Ситуация
Инструмент нужно смазывать — это понимают все, однако сложностей в этом деле немало. Во-первых, инструмент, находящийся на гарантии, нельзя вскрывать. Во-вторых полноценно заменить смазку можно только частично разобрав машину, кроме того необходимо тщательно удалить изношенные смазочные материалы и полностью вычистить инструмент. В-третьих, следует применять только рекомендованную производителем смазку, которая гарантированно отвечает техническим требованиям, а она недёшево стоит, и вне авторизированной точки её бывает довольно сложно найти. Четвёртое, очень важно соблюдать правильное дозирование смазочных материалов, так как их недостаток ведёт к разрушению подшипников и зубчатых передач, а избыток — к выдавливанию сальников и уплотнителей, загрязнению, налипанию мусора.
Несколько проще дело обстоит с наружными узлами, которые смазываются очень часто. Например, каждый раз, меняя бур перфоратора, на его хвостовик наносится специальная смазка, так мы защищаем патрон. Некоторые отбойные молотки имеют внешний резервуар для смазочных материалов.
Распространённой ошибкой пользователей является применение недорогих подручных материалов типа литола или солидола. Работают такие смазки недолго и малоэффективно, так как быстро разрушаются и легко пропускают влагу.
Профилактика
Замену смазки рекомендуется производить в сервисном центре и делать это при каждом ТО. Используем только оригинальные материалы. В крайнем случае, от других производителей, но предназначенные для тех же узлов. Все смазочные работы производим после чистки инструмента. Подтекание смазки (допустим, из редуктора) говорит о её разжижении и повреждении уплотнителей. Строго придерживаемся сроков замены/добавления смазочных материалов. Данные относительно количества и схемы смазки, периодичности сроков можно найти в инструкции или на сайте производителя.
Культура работы электрическим инструментом
Ситуация
Вот чего нет — того нет. О применении не по назначению и перегрузках уже говорили. Но это далеко не всё. Большие неприятности пользователю и его инструменту доставляет использование некачественной оснастки. Обычно она плохо сбалансирована и имеет серьёзные отклонения в посадочных размерах, массе, стойкости материалов. Из характерного: разрушаются зажимные патроны, ломаются штоки, искривляются шпиндели, выходят из строя подшипники и шестерни.
Неаккуратные работники регулярно разбивают корпуса шуруповёртов и литые опорные площадки лобзиков, перерезают шнур питания болгарки или циркулярки, а также допускают заклинивание оснастки, удары движущимися элементами о препятствие и попадание посторонних предметов вовнутрь инструмента. Вариантов халатности масса.
Самое удивительное, что, обнаруживая неполадки, мы продолжаем эксплуатировать инструмент, пока он не «ляжет» полностью. Хотя, как потом оказывается, проблема-то изначально была копеечная.
Профилактика
Не перегружайте инструмент. Не переключайте режимы во время работы (перфоратор) — выходит из строя муфта сцепления. Не демонтируйте кожухи и вспомогательные приспособления (подошвы, платформы, раскалывающие ножи…) — инструмент заклинивает в материале, разрушается передача. Берегите свой инструмент от механических повреждений (не ставьте шуруповёрты вертикально на блок, не стучите по фену и дайте ему остыть перед отключением, держите сетевой шнур позади себя). Вынимайте кабель из розетки исключительно за вилку, не переносите машину, держась за сетевой шнур. Приступайте к работе, только когда оснастка набрала полные обороты. В противном случае — удар, возможны проблемы с передачей, штоком, шпинделем, резистором плавного пуска. Не перекашивайте инструмент относительно рабочей оси/плоскости. Следите, чтобы штатная (!) оснастка была острой, плотно посаженной и полностью затянутой. Не выпускайте аппарат из рук до полной остановки подвижных элементов. Не кладите инструмент на грязную поверхность — вовнутрь засасывается мусор, возможен удар оснастки о предмет. Контролируйте состояние щёток. Не ремонтируйте самостоятельно сложный инструмент (перфоратор), или требующий дополнительных настроек (циркулярка, некоторые лобзики…). При первых признаках неполадок — работу прекращаем, несём машину к «доктору». Часто, на первый взгляд, незначительная поломка, при которой можно работать, становится причиной дорогостоящего ремонта.
Правильное хранение инструмента
Ситуация
Все производители подробно указывают правила хранения инструмента. К сожалению, в большинстве случаев домом для наших электрических помощников становится гараж. И вот тут возникают некоторые сложности. Зимой низкие температуры пагубно сказываются на резиновых уплотнителях, пыльниках, сальниках. Очень не любят минусов и, особенно, перепадов «жара/холод» аккумуляторы. Избыточная влажность становится причиной появления ржавчины на всех металлических деталях, окисления контактов — нарушается коммутация, происходят заклинивания. Значительный урон способны причинить грызуны, повреждающие сетевой кабель. Отметим, что неисправности электрического инструмента, вызванные неправильным хранением, являются негарантийными. Небрежное отношение к инструментам легко выявляется при диагностике.
Профилактика
Храним инструмент в сухом месте, при температуре не ниже 5 градусов. Если в комплекте имеются кейсы, то машины оставляем в них. Чемоданчики для инструмента должны быть чистыми. Не кладите в них саморезы и другие мелкие предметы, которые могут попасть вовнутрь агрегата. Если мы заносим инструмент с холода в теплое помещение, необходимо дать ему несколько часов на акклиматизацию. При выпадении конденсата или запотевании — инструмент должен быть высушен полностью. Летом не оставляйте на улице инструмент на ночь — возможно выпадение росы. Не оставляйте инструмент подолгу под прямыми солнечными лучами, на морозе, во влажную погоду (даже если он имеет специальную защиту — обозначается знаком «две капли»).
Техническое обслуживание
Ситуация
Производители, как правило, не указывают конкретные сроки технического обслуживания — всё зависит от интенсивности эксплуатации, от степени и продолжительности нагрузок. Однако в каждом агрегате имеются быстроизнашивающиеся детали, которые следует периодически менять. Характерная ошибка пользователей — это работа с изношенными щётками, что приводит к повреждению обмоток мотора. Хотя замена щёток иногда может производиться пользователем самостоятельно (через специальное окошко, не разбирая аппарат), их ресурс можно считать заданным межсервисным интервалом. Второй момент — это несвоевременная замена вышедших из строя подшипников, что становится причиной разрушения зубчатых пар, деформации посадочных мест, поломки двигателя.
Во время планового ТО инструмент частично разбирается, производится его чистка, меняется смазка, сальники и другие детали (по необходимости). Практика показывает, что дешевле заплатить за проведение профилактики и вовремя заменить недорогие изношенные детали, нежели устранять более серьёзные поломки.
Профилактика
Регулярно следим за состоянием угольных щеток (первый признак износа — искрение). Необходимо заменить щётки — считайте, что пришло время для планового ТО. Потеря мощности, увеличение шумности инструмента, вибрации — причина внепланового ТО. Если имеются потёки редукторной смазки — нужно менять её и уплотнители, устранить причину возможного перегрева. Не тяните с заменой разрушенных пыльников. Работы по обслуживанию инструмента доверьте работникам сервисного центра, особенно если он на гарантии. Ориентировочно профилактические работы для бытового инструмента должны проводиться 1-2 раза в год, для инструмента, применяющегося профессионально — хотя бы 1 раз в месяц.
Ещё раз хотим подчеркнуть, что долговечность электрического инструмента зависит от нашего к нему отношения. Содержите машину в чистоте, учитесь правильно работать инструментом, тщательно изучайте инструкцию, регулярно меняйте смазку и быстроизнашивающиеся детали, периодически отдавайте его в сервисный центр на ТО. Поверьте, рассказы об инструментах-долгожителях — это не мифы, всё в наших руках.