Большинство покупателей, выбирая дверь, ориентируется, прежде всего, на ее внешний вид. Конструктивные особенности и репутация производителя имеют важное значение. Однако радуют глаз два основных компонента: материал облицовки и дизайн. На рынке постоянно появляются новые коллекции, отделанные в стилях ампир или барокко, модерн или арт-деко, минимализма и high-tech. Для их изготовления применяются дерево, металл, композитные материалы, стекло. Конечно, идеалы красоты меняются, но классические приемы декорирования только видоизменяют свой облик под натиском моды
Сегодня в средней ценовой категории представлено множество моделей хорошего качества, сохраняющих наработанные веками традиции. По-прежнему актуальны:
филенчатые двери — они вне конкуренции, спрос на них постоянный;
украшение резьбой — неизменно присутствует в дверях из массива;
витражные вставки — увеличилось количество техник их изготовления;
Филенка — самый распространенный вид отделки. Такая дверь привычна и знакома, внешне она напоминает большую шоколадную плитку. Самые престижные и дорогие модели изготовлены целиком из массива, то есть толстой деревянной доски. Но чаще рама делается из брусков, а вставки из доски, ДСП или МДФ. Они укрепляются в раме с помощью штапиков или посредством пазогребневого соединения. Для прочности и красоты полотно укрепляется «середниками», чем их больше — тем дороже изделие. Филенки бывают не только прямые, но и овальные, арочные, фигурные, выпуклые.
Поверхность полотна фанеруется натуральным шпоном, или окрашивается, покрывается несколькими слоями лака (до 100), пленками, ламинатом, полиэстером. На дверях из древесно-стружечных плит нередко филенка воспроизводится с помощью фрезерования по шаблону.
дверь из массива красного дерева с прямыми филенками
Традиционный прием украшения филенчатых дверей — калевка. Края деревянного каркаса обрабатываются специальным фигурным срезом, часто дополняются накладными элементами.
Резьба — вероятно, самый древний вид отделки дверей, который полноценно может быть реализован только на дереве. Вырезанные элементы используются умеренно — это дорогая ручная работа, и чаще всего она украшает солидные фирменные изделия в стиле барокко, классицизма, ампир. Неотъемлемая часть таких дверей — фигурные наличники, нередко дополненные «пилястрами» и «колоннами».
Стилистика рисунков может разной: от классики до авангарда, в любой форме этот вид отделки подчеркивает богатство и красоту натурального дерева. Технологические приемы резьбы соответствуют выбранному направлению, она бывает:
контурная — рисунок наносится с помощью глубоких линий (как гравировка);
рельефная — в виде нанесения выпуклого образа (барельефа);
прорезная — ажурные сквозные композиции, чаще в форме накладок.
Нередко в одном изделии используется несколько ее видов, а также тонирование, окраска, золочение в сочетании с коваными элементами и витражами.
Витражи — господство света и цвета
Ещё каких-то пару десятилетий назад практически невозможно был увидеть в наших домах прозрачную дверь. Сейчас же стекло повсеместно присутствует в интерьерах, а иногда — играет главную роль. Феномен объясняется несколькими причинами.
Стекло прекрасно сочетается с металлом, пластиком и другими новыми материалами, наполнившими современный быт. Оно — неотъемлемый компонент стилей high-tech, техно, минимализм.
Особые методы обработки сделали его безопасным в обращении. Закаленное стекло не дает острых осколков, а ламинированное — вообще не рассыпается при повреждении, оставаясь на скрепляющей его пленке.
Новые технологии позволили заменить дорогостоящие методы создания витражей на более экономичные. Это позволило применять их не только в изделиях премиум класса, но и в серийном производстве.
Витражные вставки — хотя и традиционный вид отделки, с успехом применяется в моделях самого различного направления. Стекло — пластичный, многоликий материал, дающий простор творческой фантазии художников. Оно прекрасно уживается в классических, так и в ультрасовременных дверях: все зависит от рисунка, цвета, метода обработки.
Чаще при изготовлении дверей используются стеклянные вставки большего или меньшего размера. Но входит в моду дверь — практически полностью полотно-витраж, обрамленное багетом. Создано множество техник изготовления витражей.
Классический витраж («наборный») — составляется из фрагментов цветного стекла, скрепленных с помощью свинцового, медного или латунного профиля, который используется как направляющая для создания рисунка.
Фьюзинг («запеченный») — изготавливается путем составления картины на листе прозрачного стекла и спекания всей композиции в печи при температуре плавления. Форма, структура, толщина элементов получается разной, что придает витражу объем и практически неповторимый рисунок.
Тиффани («спаянный») — самая современная техника, названная именем создателя. Цветные стеклышки нужной формы спаиваются при помощи медной протяжки и оловянного припоя, затем изделие полностью покрывается патиной. Рисунок может объемным, степень детализации практически не ограничена.
Классический витраж очень дорогостоящее удовольствие — много ручной работы, сложная обработка. Поэтому все больше развиваются экономичные современные технологии, делающие этот красивый и востребованный вид отделки доступным для серийного производства. Среди них наиболее популярны такие способы, как:
пленочный — элементы рисунка вырезаются вручную или плоттером и наклеиваются на стеклянное полотно;
расписной — сюжет наносится силикатными красками с помощью аэрографа, кисти, запекается в печи;
гравированный — ручная работа с использованием специального оборудования или ручного инструмента на многоцветном стекле;
матовый — самый популярный вид обработки пескоструйным аппаратом стекла, на который наклеен трафарет;
имитация классики — на станках с ЧПУ вырезаются элементы, обрамляются по аналогии со свинцовой лентой, приклеиваются на стекло и запекаются при высокой температуре
В целом, современная классика строится на простых формах и четких линиях, поэтому постоянно востребована филенка. По-прежнему актуален белый цвет и его оттенки, а также «капучино» и «темный орех». При всем этом богатый рисунок, воплощенный в стекле и дереве, не выходит из моды.