Возведение фундамента является очень важным этапом при строительстве любого здания или сооружения. Для перенесения нагрузок от сооружения на прочный и надежный слой грунта, для уплотнения недостаточно плотных грунтов обычно применяют свайные фундаменты. Сваи забиваются в породу на расчетную величину, и в зависимости от условий строительства подбираются индивидуально, разные по материалу (бетон, металл, дерево, железобетон и т. д.), по высоте, по размерам и форме поперечных сечений.
Самым распространенным методом погружения свай по сей день остается их забивка в грунт. Для большего эффекта забой осуществляется вместе с подмывом грунта водой, что намного ускоряет данный процесс. Как же производят установку свай на стройплощадке? Забою свай предшествуют подготовительные работы, которые включают в себя рытье котлована, транспортировку свай и установку их в требуемое проектом положение. Далее сваю непосредственно забивают в грунт, и здесь начинается самое интересное.
Какой же механизм выбрать для осуществления этой работы? Самым простым сваебойным агрегатом является дизель-молот, не имеющий конкурентов в семидесятых годах прошлого века, и поэтому получивший широкое распространение на отечественных стройках. К положительным его качествам можно отнести большую силу удара, малую стоимость и отсутствие необходимости применять другую строительную технику ему в помощь. Однако эта установка вырабатывает много шума, что можно отнести к ее главному недостатку. Но при строительстве, когда на кону время и качество, этот фактор в расчет не берут.
Следующее оборудование, применяемое при забое свай, это гидромолот, являющийся насадкой копера. В отличие от дизель-молота гидромолот издает меньше шума и экономит топливо, но сам процесс забивания свай занимает больше времени. Еще одна насадка на копер – вибропогружатель, который основывается на другом принципе действия, нежели гидромолот. Здесь используется такое свойство грунта как его расхождение при действии вибрации. Как и предыдущий механизм, эта машина менее шумная по сравнению с дизель-молотом, но работа с ней требует больше времени.
Также при забое свай применяются самостоятельные крупные механизмы, такие как установка вдавливания свай. Она оснащена небольшим краном, при помощи которого сваи подаются и устанавливаются в нужное положение. Зажим в центре установки фиксирует сваю, а для предотвращения ее опрокидывания под собственной тяжестью применяют отвесы. Вес такой установки крайне большой, однако, при работе она прикладывает значительные усилия, что обуславливает ее высокую производительность.