Венецианская штукатурка: архитектурное бельканто

Венецианская штукатурка: архитектурное бельканто

В переводе с итальянского «bel canto» (по-русски звучит как «бельканто») – это «прекрасное пение». В энциклопедии я прочитала, что такой музыкальный стиль отличается «певучестью, легкостью, красотой звучания, совершенством кантилены, изяществом, виртуозностью колоратуры». Вы слышали когда-нибудь бельканто Паваротти? Когда он поет, концентрация и сила его удивительного голоса достигает такой космической глубины, что некоторые женщины в зале падают в обморок. А начни исполнять бельканто наш Кобзон? Мы тоже любим его творчество, но бельканто у него получится вряд ли. Хотя поет он тоже хорошо, громко и протяжно.

Точно такая же картина и с венецианской штукатуркой. Она отличается от обычной штукатурки, как Паваротти от Кобзона. Этот материал удивителен тем, что его нельзя принести в банке из магазина, засучить рукава и намазать на стену или потолок. Ничего не получится или получится очень плохо. Да дело даже не в этом Вот говорят, мол, «французская булка», «голландский сыр», «русский квас»…Наверное, когда-то они действительно были какого-то особого, присущего только этому национальному продукту, качества. (А с другой стороны, можно подумать, что есть еще какой-то другой квас кроме русского?) Так вот, «венецианская штукатурка» может быть только венецианской, в том смысле, что другой такой же техники просто не существует Если сделать по-другому, то это будет уже какая-нибудь другая штукатурка. Потому что, это не просто смесь воды, гашеной извести, мраморной муки, истолченного гранита, сока каких-то загадочных растений и чего-то еще. Это специальное искусство

Мало того, мы не можем показать вам на фотографии, как венецианская штукатурка выглядит. И сколько бы я сейчас не пыжилась и не расписывала, как этот материал светится изнутри удивительным светом, что стена, покрытая венецианской штукатуркой, поражает неповторимой глубиной, а выглядит она «мраморнее», чем натуральный мрамор – все бесполезно. Нет, вы, конечно, можете порассматривать и поразглядывать нашу фотографию, но она как бы не считается. Мы ее поместили только потому, что статьи положено иллюстрировать. А к всамделешней поверхности, покрытой венецианской штукатуркой это не имеет никакого отношения. Понять, насколько это красиво на самом деле, можно только увидев ее на «живой» стене, а не на картинке.

Кто первым придумал венецианскую штукатурку, и когда это случилось – неизвестно. Одно можно сказать точно, в эпоху Возрождения итальянские мастера уже владели «росписью стен под мрамор». Хотя, лично мне удивительно: декоративное покрытие, имитирующее мрамор, родом из страны, в которой никогда не было проблем с этим отделочным материалом Однако знающие люди объяснили, что представление о мраморной облицовке как о недорогой отделке, может сложиться только у русского человека, избалованного обилием мрамора в московском метрополитене или на стенах восстановленной громады Храма Христа Спасителя. Во всем остальном мире (и в Италии в том числе) позволить себе «мраморный интерьер» могут только очень богатые люди.

Но итальянцы не были бы итальянцами, ребятами веселыми, шумными, и, что скрывать, чуть жуликоватыми, если бы не придумали покрытие под мрамор, внешне гораздо красивее, чем сам мрамор. Такой вот оптический обман. Или фокус.

Венецианская штукатурка как оптическая иллюзия

Я думаю, что со времен Микеланджело состав и способ приготовления венецианской штукатурки несколько изменился. Раньше для получения разнообразных оттенков в краску добавлялся сок растений и кровь животных. На приготовление краски одного цвета уходило несколько часов, и даже время суток могло сыграть определенную роль в работе. Сейчас все это выглядит несколько иначе, с поправкой на технический прогресс.

Внешне венецианская штукатурка похожа на сметанообразную, белую массу, в которую для получения необходимой расцветки добавляется краситель. Эта масса может иметь или известковую, или синтетическую основу. Еще в состав венецианской штукатурки входят такие компоненты: мраморная мука, истолченный гранит, гашеная известь сок каучуконосных растений, вода. От фирмы-производителя зависит, все или несколько компонентов будут входить в рецептуру. У каждой фирмы – свои нюансы.

Наносить штукатурку можно хоть на бетон, хоть на дерево, хоть на гипсокартон. Главное – идеально выровнять стены. И в этом нет ничего особенного (хотя мы и думали раньше, что обои в цветочек придумали для того, чтобы скрыть ямы и колдобины на стенах.) Во всем мире ровные стены – строительная норма. После выравнивания приступают к следующему этапу работ – грунтовке. Будем считать, что на этом подготовительный этап закончен и можно перейти к нанесению венецианской штукатурки.
Допустим, стены готовы. Они идеально гладкие, прогрунтованы по всем правилам строительного дела. И вот с этого места начинается таинство создания «мраморного» шедевра. Процесс это сложный и очень трудоемкий. Венецианская штукатурка наносится несколькими слоями. После нанесения каждого слоя нужно обязательно подождать пока он высохнет, а во время работы всю поверхность несколько раз приходится шлифовать.

Первый слой – сплошной. Он наносится равномерно на всю стену и задает тон будущему произведению. Кроме этого он позволяет окончательно выровнять поверхность. Все последующие слои – отделочные. Наносятся они так: гибким стальным шпателем «рисуются» отдельные короткие мазки и стена становится похожа на леопардовую шкуру. Сверху накладывается еще один «пятнистый» слой, потом еще один. И так до тех пор, пока пятнистость не станет еле уловимой, как игра света и тени. Потом «произведение» должно высохнуть, и уже после этого накладывается защитный слой воска. Подойдет и натуральный, и синтетический воск.

Поверхность, покрытая натуральным пчелиным воском, глянцевая. А воск на синтетической основе дает теплый матовый оттенок и водонепроницаем. Поэтому, если вы хотите оформить венецианской штукатуркой стены в ванной комнате или бассейне, то лучше взять синтетический воск, он идеально защитит покрытие от влаги.

Я думаю, что именно восковой слой и дает ощущение оптической иллюзии. Тонкая прозрачная пленка меняет угол преломления светового луча, и кажется, что стена не плоская, а как бы уходит в некую глубину. Стена становится полупрозрачной, и внутри начинают угадываться каменные разводы. Поверхность играет и переливается. А еще, удивительное дело, возникает ощущение, что поверхность у стены бархатная и шелковистая. Как такое получается, мне вообще не понятно. Я же говорю, объяснить, как это выглядит – никак невозможно.

Хотя я и пытаюсь объяснить все эти фокусы физическими законами, наверняка, без магии и даже мистики здесь не обошлось. Вот пример. Я остановилась перед «венецианской» стеной, расписанной настоящими профессионалами (это важно, потому что у стен, которые оформляли любители такой трюк не получается), и захотела ее потрогать. Так вот, я протягиваю руку, и понимаю, что зрительно (и физически) не могу понять, в какой момент моя рука коснется стены. Я ее не вижу Пространство каким-то загадочным образом «расширяется и уходит в глубь бесконечности». Вот такой непостижимый эффект есть у «венецианской штукатурки». Если есть возможность, можете сами попробовать проделать тот же опыт, только учтите, что освещение должно быть немного приглушенным.

Венецианская штукатурка: архитектурное бельканто.