Монтаж и демонтаж стреловых и башенных кранов

4.1. Работы по монтажу и демонтажу кранов, способы, методы и технологическая последовательность их проведения должны отвечать требованиям ПНР и заводской инструкции по монтажу данного крана.
4.2. Изменения в технологии монтажа крана, принятой в ППР или рекомендуемой заводом-изготовителем, допускаются только при утверждении их главным инженером строительно-монтажной организации.
4.3. Для монтажа кранов на объекте строительства должна быть выбрана рабочая площадка, размеры которой зависят от количества типов и грузоподъемности кранов согласно выбранной схеме механизации СМР.
4.4. Рабочая площадка для монтажа кранов должна удовлетворять следующим требованиям:
4.4.1. Рабочая площадка должна быть подготовлена и утрамбована, иметь уклон не более 3°, выдерживать давление на грунт не менее указанного в паспорте монтируемого крана, иметь водоотводы и подъездные пути.
4.4.2. Устройство рабочей площадки на болотных и слабых почвах без засыпки их песком, щебнем, гравием с последующей трамбовкой не допускается.
4.4.3. Перед монтажом башенных кранов должно быть закопчено устройство подкранового рельсового пути и оформлена передача его в эксплуатацию.
4.4.4. В соответствии с требованиями заводской инструкции по монтажу на рабочей площадке должно быть выделено и подготовлено место для приема и складирования конструкций и узлов монтируемого крана, монтажного оборудования и оснастки.
4.4.5. Территорию рабочей площадки или монтажа (демонтажа) крапов не допускается загромождать строительными материалами, мусором, землей, конструкциями и узлами монтируемых (демонтируемых) механизмов.
4.4.6. На территории рабочей площадки должны быть установлены указатели рабочих проходов и проездов. Зоны, опасные для прохода и проезда людей и транспорта, должны быть ограждены с установкой предупреждающих плакатов, надписей и знаков. В особо опасных случаях необходимо назначать дежурных.
4.4.7. Рабочая площадка для монтажа кранов должна быть обеспечена средствами для оказания первой помощи.
4.4.8. Проезды, проходы и рабочие площадки, на которых выполняются монтажные работы в вечернее и ночное время, должны быть хорошо освещены в соответствии с Нормами электоического освещения строительных площадок СН 81—80 (приложение 25).
4.4.9. Завозить конструкции и узлы крана на неподготовленную площадку запрещается.
4.5. Конструкции и узлы крана на рабочей площадке необходимо укладывать в порядке, соответствующем технологии монтажа.
4.6. Монтажная организация обязана составлять акты на наружный осмотр металлоконструкций крана перед началом его монтажа (приложение 6).
4.7. Перед началом монтажа крана все его узлы и элементы следует очистить от грязи, опилок, стружки, ржавчины и подвергнуть ревизии в целях выявления неисправностей и дефектов, возникших при эксплуатации, демонтаже и перевозке крана.
4.8. При обнаружении искривлений, вмятин, трещин, раковин и других дефектов в конструкциях и узлах кранов следует принять меры к их устранению силами ремонтной службы строительно-монтажной организации до установки их в проектное положение.
4.9. В целях сокращения объема верхолазных работ и создания безопасных условий труда монтажников конструкции кранов следует собирать. в максимально укрупненные блоки и устанавливать в проектное положение с помощью вспомогательных кранов соответствующей грузоподъемности.
4.10. Монтаж и демонтаж элементов крана, расположенных на высоте; до 5.м, допускается выполнять с инвентарных приставных лестниц с соблюдением соответствующих правил безопасности.
4.11. При монтаже длинномерных, а также тяжелых и ответственных элементов крана, выполняемых монтажным краном, их следует направлять в проектное положение с помощью парных оттяжек, при этом монтажники должны находиться на безопасном расстоянии от поднимаемых конструкций. При 4.1. монтаже в стесненных условиях оттяжки должны удерживаться лебедками.
4.2. В процессе монтажа должны быть приняты меры против преждевременного или самопроизвольного отцепления грузозахватных приспособлений. Крюки всех вспомогательных кранов должны иметь предохранительные защелки.
4.3. Запасовка канатов монтируемых кранов должна производиться в соответствии со схемами запасовок, указанными в заводских инструкциях. Перед запасовкой канатов их следует тщательно осмотреть в соответствии с приложением 7 и при необходимости заменить.
4.4. Мобильные башенные краны серии КБ должны монтироваться из транспортного положения с помощью самоходного стрелового крана, а далее методом самомонтажа (рис. 9).
Способ безопасной последовательности монтажа тяжелых башенных кранов приведен на рис. 10 и II на примере башенного крана БК-1000.
4.5. В процессе монтажных и демонтажных работ монтажникам следует пользоваться принятой на строительстве знаковой сигнализацией (приложение 8), при этом сигналы должен подавать только один человек.
Машинист крапа и моторист лебедки должны конкретно знать, чьи команды и сигналы они выполняют.
Сигнал «Стоп» выполняется независимо от того, кто его подал.
Сигнализация голосом может применяться только на стреловых самоходных кранах с длиной стрелы не более 10 м.
4.6. После монтажа крана следует проверить работу всех концевых выключателей, опробовать и проверить работу механизмов крана на холостом ходу и под нагрузкой, провести техническое освидетельствование.
Демонтаж крана, как правило, должен производиться в порядке, обратном монтажу, кроме случаев, когда краны находятся в стесненных условиях работы. Их демонтаж в этом случае должен производиться по специально разработанному ППР с проверкой расчета прочности и устойчивости крана.


Рис. 9. Схемы демонтажа и транспортировки башенных кранов серии КБ


Рис, 10. Начало монтажа башенного крана БК-1000: 7 — монтажная лебедка; 2 — механизм главного подъема монтажного стрелового крана; 3— механизм вспомогательного подъема стрелового крана; 4 — консоль противовеса крана БК-1000

4.18. Монтажные узлы и конструкции при демонтаже крана следует размещать на строительной площадке в устойчивом положении и в порядке, удобном для погрузки на транспортные средства и размещения на ней автомобильного, пневмоколесного или гусеничного крана производящего демонтаж и погрузку узлов и конструкций демонтируемого крана.
Грузоподъемность используемых для монтажа (демонтажа) кранов не должна превышать наибольшую массу транспортируемого монтажного узла.
4.1. Электрооборудование и приборы безопасности кранов при демонтаже должны складироваться на заранее подготовленное устойчивое основание или сразу укладываться в ящики для изоляции от случайных ударов, загрязнения и увлажнения.
4.2. При монтаже и демонтаже башенных кранов запрещается:
поднимать и опускать людей краном, а также находиться на поднимаемых или опускаемых конструкциях;
находиться под поднимаемым» или опускаемым грузом, если не приняты специальные меры безопасности для этого случая;
поднимать или опускать груз при заедании полиспаста или выпадении каната из ручья блока;

Окончание монтажа крана БК-1000:
Рис. 11. Окончание монтажа крана БК-1000:
I -IV — положения строп крана при подъеме; 7— блоки балласта; 2 — козлы монтажные; 3—первая плита противовеса; 4 — механизм главного подъема стрелового крана

оставлять на вес (на крюке) на продолжительное время поднятый груз;
ослаблять канат, поддерживающий установленный груз, до полного его укрепления на месте монтажа;
крепить при сборке отдельные элементы монтируемых конструкций неполным количеством болтов;
сбрасывать с высоты какие-либо предметы, инструмент и т. п.; монтировать кран у котлована с неукрепленными откосами;
производить в зоне монтажа (демонтажа) работы, не относящиеся непосредственно к монтажу (демонтажу);
допускать на монтажную площадку лиц, не связанных с монтажными работами;
выполнять монтаж и демонтаж кранов на высоте, в гололед, туман, снегопад, грозу, при температуре окружающего воздуха ниже минус 20 °C, скорости ветра свыше 6 м/с, в ночное время;
производить разборку конструкций крана одновременно в двух и более ярусах по высоте.
. 4.21. Запрещается производить монтаж и демонтаж грузоподъемных кранов в охранной зоне высоковольтной ЛЭП без согласования с организацией, эксплуатирующей ЛЭП. Монтаж и демонтаж грузо- подъемых кранов непосредственно под проводами действующих линий электропередачи не допускаются.
4.22. К монтажным работам должны допускаться лица не моложе 18 и не старше 60 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, признанные годными для работы в качестве верхолаза и имеющие удостоверение на право производства монтажных работ.
4.23. Рабочие, занятые на монтаже кранов, должны пройти производственный инструктаж с записью в журнале инструктажа.
4.24. Монтаж и демонтаж кранов следует выполнять только под надзором представителя технического персонала (участкового механика или прораба), назначенного администрацией, и отвечающего за соблюдение установленной технологии монтажа и демонтажа крана и правил безопасности труда.
4.25. Руководитель работ по монтажу и демонтажу крана должен провести соответствующий инструктаж со всеми рабочими других организаций, участвующими в монтажных работах (машинистами автокранов, шоферами автомашин и др.), независимо от их опыта, ознакомить их с особенностями предстоящей работы.
Инструктаж необходимо оформить записями в журнале инструктажа.
4.26. Определение опасных зон при монтаже, демонтаже и ремонте кранов и устройство ограждений должно возлагаться на руководителей, ответственных за проведение этих работ.