Нормы браковки стальных канатов

1. Браковка находившихся в работе стальных канатов (тросов) производится по числу обрывов проволок па длине одного шага свивки.
Браковка канатов, изготовленных из проволок одинакового диаметра, производится согласно данным табл. 1 и рисунку.
2. Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхности какой-либо пряди (см, рисунок) наносят метку (точка т), от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, шесть в шестипрядном канате), и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точка п). Расстояние между метками (точки m и n) принимается за шаг свивки каната.

Схема свивки канатов
Схема свивки канатов:
а — крестовой; б — односторонней

Таблица 1
Нормы браковки стальных канатов на грузоподъемных машинах — число обрызов проволок на длине одного шага свивки, при которых канат должен быть забракован

Конструкция каната Свивка каната (см. рисунок) Число обрывов при первоначальном коэффициенте запаса прочности
до 6 6-7 | свыше 7
6×19(1+64-12)4-1 о. с. Крестовая 12 14 16
Одностооонняя 6 7 8
6X37 (14-64-124-18)4- Крестовая 22 26 30
4-1 о. с. Односторонняя 11 13 15
6×61 (1-4-64-124-184- Крестовая 36 38 40
+24)+ 1 о. с. Односторонняя 18 19 20
18×19(1+6+6+6) + Крестовая 36 38 40
+1 0. с. Односторонняя 18 19 20

У многопрядных тросов (например, у каната конструкции 18X19 = =342 проволоки с одним органическим сердечником) имеется 6 прядей во внутреннем слое и 12 в наружном.
Шаг свивки в этом случае определяется по числу прядей в наружном слое.
3. Браковка каната, изготовленного из проволок различного диаметра конструкции 6X19=114 проволок с одним органическим сердечником, производится согласно данным, приведенным в табл. 1, причём число обрывов как норма браковки принимается условным. При подсчете^ обрывов обрыв тонкой проволоки принимается за 1, а толстой — за 1,7. Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составляет 6X1 +5X1,7=14,5, т. е. более 12 (табл. 1), и, следовательно, канат бракуется.
4. Число проволок на одном шаге свивки как признак браковки каната, конструкция которого не указана в табл. 1, определяют исходя из данных, помещенных в этой таблице для каната, ближайшего по числу прядей и числу проволок, Например, для каната конструкции 8X19 =
= 152 проволоки с одним органическим сердечником ближайшим по табл. 1 является канат 6X19=114 проволок с одним органическим сердечником Для определения признака браковки число обрывов на одном шаге свивки для каната 6X19=114 проволок с одним органическим сердечником следует умножить на коэффициент 96 : 72=1,33, где 96 и 72 — числа проволок в наружных слоях прядей одного и другого канатов.
Число проволок в наружных слоях прядей определяется по стандарту на соответствующий канат или путем подсчета.
5. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, взрывчатые, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок на одном шаге свивки, чем указано в табл. 1.
6. При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов на шаге свивки как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.

Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии

Уменьшение диаметра проколок в результате поверхностного износа или коррозии, % Число обрывов проволок на шаге свивки, % от норм, указанных в табл. 1
10 85
15 75
20 70
25 60
30 и Более 50

При износе или коррозии, достигающих 40 % и более первоначальное диаметра проволок, канат должен быть забракован.
Примечание. Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего достаточную точность. Для этого конец проволоки отгибается в месте обрыва на участке наибольшего износа. Измерение оставшейся толщины проволоки производится с отогнутого конца после удаления с него грязи и ржавчины.
2. При числе обрывов проволок на длине одного шага, меньшем, чем указано в табл. 1, или меньшем, чем определено указаниями в пп. 3—6 данного приложения, а также при наличии поверхностного износа проволок без обрыва канат может быть допущен к работе при условии: тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнале осмотров;
смены каната по достижении степени износа, указанной в настоящих нормах.
3. Если груз подвешен на двух канатах, то каждый канат бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного.
При обнаружении в канате оборванной пряди канат к дальнейшей работе не допускается.