Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы

2.1. Погрузочно-разгрузочные работы с грузами массой более 50 кг, а также подъем их на высоту более 3 м следует производить механизированным способом с помощью грузоподъемных кранов и других машин и механизмов.
2.2. Переноска материалов вручную на носилках по горизонтальному пути на расстояние до 50 м допускается лишь в исключительных случаях, когда применение механизированного транспорта невозможно или нецелесообразно из-за. малого объема работ. Путь перемещения грузов должен быть предварительно осмотрен и выровнен.
Предельные нормы переноски грузов вручную по ровной горизонтальной поверхности на одного человека должны быть не более, кг:
Для подростков женского пола от 16 до 18 лет. 10*
Для подростков мужского пола от 16 до 18 лет 16*
Для женщин старше 18 лет . 20
Для мужчин старше 18 лет . 50

2.3. При переноске женщинами тяжестей на носилках масса груза с носилками не должна превышать 50 кг**.
2.3. О предельных нормах переноски тяжестей подростками смотри также разд. 1 настоящей книги, с. 57.
2.4. Для женщин старше 18 лет действуют иные нормы предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденные Госкомтрудом СССР и Президиумом ВЦСПС, см. с. 56.
Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ могут назначаться рабочие, обученные и имеющие навык.
К погрузочно-разгрузочным работам не допускаются рабочие моложе 16 лет. Подростки от 16 до 18 лет допускаются к переноске тяжести при условии, если это связано с выполняемой ими основной работой по специальности и занимает не более Уз всего рабочего времени.
1.1. Не допускается перемещать и поднимать оборудование и конструкции, засыпанные землей или снегом, с намерзшей землей или с незакрепленными элементами. Запрещается нахождение людей на перемещаемых или поднимаемых конструкциях и оборудовании.
1.2. Перемещение ящиков с оборудованием и тяжелых штучных материалов должно производиться только с помощью специальных ломов, катков и других приспособлений. Катки для передвижения какого- либо груза во избежание его осадки или опрокидывания должны быть одного диаметра.
1.3. При перемещении грузов на катках должны соблюдаться следующие требования:
длина катков должна быть подобрана так, чтобы их концы не выступали из-под груза более чем на 300—400 мм;
запрещается поправлять катки под грузом руками;
при перемещении груза вниз или вверх нельзя находиться на пути его движения.
1.4. Переносить грузы с железнодорожной платформы или из вагона необходимо по трапу или мостику из щитов с ограждением шириной не менее 0,8 м при одностороннем и не менее 1,5 м при двустороннем движении.
1.5. Перемещаемый груз должен быть надежно обвязан или зацеплен за специальные рымы, кольца и другие приспособления для зацепки.
1.6. На железнодорожных вагонах и кузовах автомобилей груз должен быть закреплен, связан или установлен так, чтобы при транспортировании не происходило его самопроизвольное смещение.
1.7. Погрузочно-разгрузочные операции с катучими- грузами (бочки, барабаны с тросом и кабелем и др.) следует выполнять механизированным способом либо с помощью наклонной площадки с оттягиванием грузов канатами с противоположной стороны.
1.8. При погрузке или разгрузке грузов особое внимание должно быть уделено установке трапов и слег. В зависимости от тяжести груза под трапы и слеги должны быть подведены козлы или клетки из шпал.
Используемые слеги должны быть одинаковой длины. Концы слег, находящиеся на земле, должны быть прочно закреплены.
1.9. Запрещается сбрасывание грузов при выгрузке.
1.10. Погрузка и разгрузка тяжеловесных и длинномерных грузов должны производиться под руководством специально выделенного лица из административно-технического персонала.
1.11. Погрузка, выгрузка и перемещение тяжеловесных грузов должны производиться при соблюдении следующих условий:
пути перемещения грузов должны быть свободны, мешающие движению предметы необходимо убрать;
при слабом грунте и неровностях поверхности на пути перемещения груза должны укладываться доски, брусья или шпалы;
при погрузке (выгрузке) громоздких и тяжелых деталей на железнодорожную платформу или в вагон по слегам из балок или брусьев
необходимо укрепить и расшить их, а при грузе массой более 6 т под боковые балки разгружаемого вагона следует выкладывать клетки из шпал.
1.12. Балки, рельсы, трубы и другие длинномерные материалы и де- тали следует переносить с помощью специальных приспособлений (клещей, захватов и др.).
1.13. При выгрузке балок, рельсов, труб и других материалов из железнодорожных вагонов кранами и при погрузке их на автомашины должны соблюдаться следующие правила:
запрещается переносить груз над кабиной автомашины и находиться людям в кабине во время погрузки и разгрузки, выполняемых грузоподъемными кранами;.
не допускается нахождение людей на железнодорожной платформе и в кузове автомашины или на прицепе;
прицепив груз к крюку подъемного механизма, такелажники должны уходить из зоны подъема на безопасное расстояние.
1.14. При погрузке и разгрузке длинномерных грузов с помощью крана зачаливать их следует Двумя стропами равной длины, обеспечивая устойчивое равновесие груза.
1.15. При выгрузке труб по слегам не допускается скатывание нескольких штук одновременно. Каждая труба должна скатываться после того, как со слег будет убрана предыдущая и будет подан сигнал рабочего, находящегося внизу, при этом рабочим запрещается находиться на пути скатывания труб.
1.16. На месте погрузки и разгрузки кислот и других едких веществ всегда должна находиться вода, необходимая для оказания помощи пострадавшим от ожогов — для промывки обожженных мест.
1.17. Перед перемещением каждое место груза должно быть тщательно осмотрено. В случае обнаружения хотя бы малейших повреждений тары груз перемещается лишь при соблюдении особых мер предосторожности.
При обнаружении разбитых бутылей, поврежденных ящиков и пролитой кислоты или рассыпанного едкого вещества уборка их должна производиться в противогазах, спецодежде и спецобувн. Пролитая кислота нейтрализуется известковым раствором, затем загрязненное место посыпается песком, после этого песок осторожно убирается и зарывается в землю, а залитый кислотой участок промывается большим количеством воды.
1.18. Бутыли с кислотой или другими опасными жидкостями должны переносить двое рабочих в плетеных корзинах за ручки. Носить бутыли одному рабочему не разрешается.
1.19. Бочки, барабаны и ящики с едкими веществами разрешается перемещать только на тележках.
1.20. Транспорт, на котором перевозились кислоты и другие едкие вещества, должен быть очищен и направлен на промывку.
1.21. Перевозить этилированный бензин вместе с другими грузами не разрешается.
1.22. При перевозке кислот, каустика и жидких негорючих химикатов в бутылях последние необходимо устанавливать в кузове автомобиля вертикально и прочно укреплять.
1.23. Автомобили, на которых перевозят баллоны со сжатыми газами, должны быть оборудованы специальными стеллажами с вырезами
по диаметру баллонов, обитыми войлоком. Баллоны при перевозке должны иметь предохранительные колпаки. Если баллоны уложены в два ряда и более, между рядами должны быть прокладки для предохранения баллонов от соприкосновения. В жаркое время баллоны необходимо укрывать брезентом без жирных (масляных) пятен.
Перевозка баллонов в кузове автомобиля вместе с людьми запрещается.
1.24. Запрещается маневровая работа железнодорожных транспортных средств без сопровождения составительской бригады.
1.25. Сцепку и отцепку железнодорожных вагонов и платформ разрешается производить рабочим, прошедшим специальное обучение и имеющим удостоверение на право производства маневровых работ.
1.26. Скорость движения подвижного состава при маневрах по монтажной площадке не должна превышать 5 км/ч, а при подходе вагонов один к другому п установке вагонов под выгрузку и погрузку — 3 км/ч.
1.27. Во избежание угона и сдвига с места вагоны или платформы должны закрепляться на путях с помощью тормозных башмаков. Вагоны, имеющие ручные тормоза, должны быть заторможены. Под колеса должны подкладываться только специальные башмаки. Не допускается подкладывать под колеса камни, куски дерева или вставлять между спицами колес палки.
1.28. При открывании люков полувагонов, дверей вагонов и бортов платформ запрещается находиться в зоне возможного падения груза, около бортов, люков, а также под бортами и люками. При открывании двери вагона рабочий должен находиться в стороне от дверного проема. При открывании бортов платформы следует сначала снять средние закладки-запоры, а затем крайние, при этом рабочие должны находиться у торцов платформы.
1.29. При передвижении вагонов вручную рабочие должны находиться вне рельсовой колеи.
1.30. Расстояние между двумя смежными разгружаемыми платформами должно быть не менее 5 м.
Если по условиям фронта разгрузки расцепки и раскатки платформ невозможны, то разгрузка должна производиться через платформу.