Работе стреловых и башенных кранов в стесненных условиях. Условия безопасной работы нескольких кранов на одной строительной площадке

7.1. Выполнение СМР с применением стреловых и башенных кранов должно производиться только в соответствии с ППР и требованиями правил и инструкций по безопасности труда.
7.2. Работа нескольких кранов в пределах одной строительной площадки может производиться в нормальных и стесненных условиях.
7.3. Под нормальными условиями следует понимать такое взаимное расположение кранов на строительной площадке, при котором работа каждого крана не зависит от работы других, расположенных на этой площадке кранов, т. е. границы зон обслуживания каждого крана при наибольшем рабочем вылете стрелы, наибольшем габарите груза на этом вылете и рабочей длине подкранового пути не соприкасаются и не перекрываются (приложение 23).
7.4. При нормальном расположении нескольких кранов работу каждого отдельного крана следует рассматривать как работу единичного крана с зоной обслуживания, ограниченной только строящимся зданием (сооружением) или другими близко расположенными зданиями (сооружениями).
Под стесненными условиями следует понимать такое взаимное расположение кранов, при котором зоны обслуживания всех или нескольких находящихся на строительной площадке (захватке) кранов вынужденно взаимно 7.1. ограничиваются.
7.2. При работе в стесненных условиях зоны обслуживания крапов могут быть ограничены:
за счет сокращения рабочей длины рельсовых подкрановых путей;
за счет уменьшения наибольшего рабочего вылета стрелы;
за счет перевода крана с полноповоротного режима работы на неполноповоротный с расчетным углом ограничения поворота стрелы,
7.3. Факторы ограничения зон обслуживания кранов могут применяться раздельно, в сочетании один с другим или пользоваться все вместе.
7.4. Ограничения зоны обслуживания кранов обеспечиваются:
перестановкой тупиковых упоров, путевых линеек и регулировкой концевых выключателей механизма передвижения крана;
заданием расчетного угла поворота башни (поворотной платформы) крана;
установкой угла наклона стрелы или маневрового гуська крана.
7.5. В местах, соприкосновения или пересечения зон обслуживания нескольких работающих кранов должны быть выставлены знаки безопасности,’ ясно видимые из кабины крана в любое время суток.
7.6. Ограничения зон обслуживания кранов в зависимости от характера СЛ1Р могут быть постоянными (продолжительностью до 1 сут).
7.7. Для временного ограничения зоны обслуживания крана переналадка ограничивающих устройств необязательна.
Работы должны выполняться при наличии сигнальщика под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.
7.8. Если фронт работ не позволяет разместить несколько кранов на безопасном расстоянии один от другого, работу этих кранов следует организовать по графику, четко определяющему время действия каждого крапа в общей зоне обслуживания.
7.9. Предельное сближение двух кранов независимо от их работы в нормальных или стесненных условиях должно быть не менее 5 м между наиболее выступающими частями кранов или поднимаемых ими грузов (рис. 21—26).
7.10. Размещение трех и более кранов в стесненных условиях следует рассматривать как взаимодействие всех попарно взятых кранов при их одновременной работе и предельном сближении.
7.11. Технические мероприятия по организации работы нескольких крапов в стесненных условиях необходимо включить в ППР в виде схемы размещения кранов, в которой должны быть показаны:
краны с наибольшими рабочими вылетами стрелы при их предельном сближении;
зоны обслуживания кранов при их предельном сближении;
минимально допустимые расстояния между наиболее выступающими частями конструкций кранов или поднимаемых ими грузов;
минимально допустимое расстояние между осями рядом работающих кранов;
границы опасных зон, зон ограничения действия кранов, знаки безопасности;

Определение опасной зоны стреловых самоходных кранов


Рис. 21. Одновременная работа башенного и самоходного стреловых кранов в башенно-стреловом исполнении в полноповоротном режиме при предельном сближении:
1 — граница зоны действия неподвижно стоящего крана № 1; 2 — граница зоны действия крана № 1, передвигающегося по подкрановому пути; 3 — граница зоны действия крана № 2

график совместной работы кранов (при необходимости).
7.1. При монтаже зданий (сооружений) большой высоты с использованием монтажных кранов большой грузоподъемности, когда кран работает на предельных параметрах, следует учитывать упругие деформации башни и башенно-стрелового оборудования кранов (например, кранов типа СКР) и для их компенсации устанавливать высоту подъема груза с превышением па 0,5—0,8 м.
Строповка сборных строительных конструкций должна производиться согласно схемам строповки, составленным с учетом прочности и устойчивости поднимаемых конструкции


Рис. 22. Одновременная работа башенного и рельсового кранов на параллельных путях при их предельном сближении:
1 — граница зоны действия крана № 1; 2 —то же крана № 2; а — угол ограничения поворота стрелы

Перемещение и монтаж элементов и конструкций зданий и сооружений в местах, где возможно пребывание людей, допускаются в исключительных случаях по письменному распоряжению главного инженера строительно-монтажной организации при постоянном пребывании па участке работ лиц, ответственных за безопасное перемещение грузов кранами, и наличии дополнительных мероприятий, обеспечивающих безопасное перемещение грузов.
8.19. Для обеспечения безопасного перемещения наиболее часто встречающихся грузов должны быть разработаны и вывешены в местах производства работ схемы их строповки. Способы строповки крупногабаритных и длинномерных грузов должны быть определены в ППР. Строповка и перемещение грузов сложной конфигурации должны производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами. Поднимать груз неизвестной массы запрещается.


Рис. 23. Одновременная работа башенного и рельсового кранов на параллельных путях:
1 — граница зоны действия крана № 1; 2 — то же крапа № 2; си, си —углы огранbчения поворота стрел

8.20. Перемещаемые краном грузы должны опускаться только на предназначенные для них места, исключающие возможность их опрокидывания.
8.21. Для производства разовых погрузочно-разгрузочных операций лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, должно выдать машинисту крана письменный наряд- 13-414


Рис. 24. Одновременная работа двух башенных кранов на параллельных путях в полноповоротном режиме при их предельном сближении:


Рис. 25. Одновременная работа башенного и рельсового кранов на одном или на совмещенных путях разной колеи при их предельном сближении (а — угол ограничения поворота стрелы)


Рис. 26. Одновременная работа стрелового самоходного и башенного кранов при их предельном сближении (а —угол ограничения поворота стрелы)

задание (приложение 22) с указанием способов строповки, максимальной длины груза и конкретных мер безопасности при выполнении задания.
7.1. При подъеме и перемещении грузов кранами запрещается: производить резкое торможение поворачиваемой стрелы с грузом; подтаскивать груз при косом натяжении канатов;
поднимать груз, засыпанный грунтом, заваленный материалами или примерзший к земле;
освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспосооления>
поднимать железобетонные конструкции с поврежденными монтажными петлями;
укладывать груз на электрические кабели, трубопроводы и другие коммуникации, а также в пределах призмы обрушения котлованов, траншей и т. п.;
опускать стрелу с грузом до вылета, при котором грузоподъемность крана будет меньше, чем масса поднимаемого груза;
производить подъем груза одновременно основным и вспомогательным кранами;
поднимать груз с находящимися на нем людьми.
7.2. Работы по подъему и перемещению грузов одновременно несколькими кранами относятся к категории работ повышенной опасности и должны производиться в соответствии с ППР (технологической картой) по наряду-допуску под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.
Такая работа допускается по отдельно разработанным ППР.
7.3. При перемещении тяжелых и длинномерных грузов одновременно несколькими стреловыми кранами в ППР (технологической карте) должны быть указаны такелажные приспособления, способы строповки грузов, последовательность выполнения работ и дополнительные меры безопасности.