Требования к перебазированию стреловых и башенных кранов

2.1. Организация перебазирования стреловых самоходных и башенных кранов, а также способ доставки их на строительный объект зависит от следующих факторов

мобильности крана, под которой следует понимать возможность его трансформации из рабочего положения в транспортное без разборки на монтажные узлы;
расстояния, на которое должен быть перебазирован кран;
наличия транспортных путей и соответствующих транспортных средств;
рельефа местности и состояния грунта по маршруту переоазирования при отсутствии транспортных путей;
климатических и погодных условий.
2.2. Перебазирование кранов может осуществляться в условиях бездорожья, по грунтовым и шоссейным дорогам независимо от их ведомственной принадлежности, по сети железных дорог МПС СССР, водным путем, с помощью вертолетов на внешней подвеске отдельными транспортабельными узлами.
При этом следует соблюдать требования следующих нормативных документов: Инструктивных указаний по технике безопасности при эксплуатации тракторов и других механизмов, смонтированных на базе тракторов*1; Правил техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта*1; Правил дорожного движения; Инструкции о перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом*1; Правил технической. эксплуатации железных дорог; технических условий погрузки и крепления грузов; ГОСТ 9238—73 «Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1524 мм»; Правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта СССР*1; Правил плавания по внутренним судоходным путям Министерства речного флота РСФСР Инструкции по технике безопасности для работников предприятий, использующих авиацию перевозки служебных пассажиров, при транспортировке грузов на внешней подвеске и строительно-монтажных работах *> Министерства гражданской авиации СССР.
2.3. 1ранспортирование автомобильных, пневмоколесных и гусеничных кранов в зависимости от местных условий и расстояния до объекта строительства может производиться своим ходом, на трейлерах, буксировкой.
Буксировочные средства определяются исходя из местных условий.
2.4. По способам транспортирования на большие расстояния башенные и стреловые самоходные краны могут быть подразделены на мобильные краны и немобильные, транспортирование которых производится крупными монтажными узлами (ходовая часть, башня, стрела и т. п.).
2.5. В условиях зимнего бездорожья для наземного транспортирования кранов следует применять специальные тракторные сани, буксируемые трактором-тягачом.
2.6. ^ Гусеничные самоходные краны в условиях бездорожья следу-* ет перебазировать на расстояние до 20 км своим ходом, а на расстоянье до 0,2 км при наличии слабых грунтов — с помощью подстилающих устройств (инвентарных или из местных материалов).
7. Для, перебазирования башенных кранов в пределах одной Площадки без Демонтажа следует применять следующие , перемещение по временным инвентарным подкрановым путям (прямолинейным, криволинейным);
перемещение без демонтажа на инвентарных санях с трактором- тягачом (для башенных кранов массой до 40 т) на расстояние до 1 км по дорогам с уклоном не более 7°;
перемещение на пересекающиеся пути в направлении, перпендикулярном основному, с помощью домкратов.
2.8. Автомобильные краны могут быть доставлены на строительную площадку в собранном виде в транспортном положении, своим ходом или по железной дороге.
2.9. Транспортирование гусеничных и пневмоколесных кранов на строительную площадку следует производить на дальние расстояния по железной дороге на платформе без разборки, со снятой стрелой или частичной разборкой, на расстояние до 200 км — по автомобильным дорогам на трейлере без разборки или со снятой стрелой.
Самоходные пневмоколесные краны могут передвигаться своим ходом.
2.10. Перевозка крупногабаритных и тяжелых конструкций и узлов кранов должна осуществляться на специальных транспортных средствах (трейлерах, прицепах, подкатных тележках, в составе автопоездов) в сопровождении специально выделенного ответственного лица.
2.11. Проезд самоходных кранов пли автопоезда с краном через железнодорожные переезды должен осуществляться в соответствии с требованиями Правил проезда автогужевого транспорта, самоходных машин и механизмов, провоза особо тяжелых и громоздких грузов через переезды железных дорог*) МПС СССР. Проезд самоходных кранов и автопоездов через железнодорожные пути в местах, не оборудованных железнодорожными переездами, запрещается.
2.12. Маршрут, по которому намечается движение автопоездов с краном, следует предварительно проверить на всем пути следования и принять необходимые меры по обеспечению безопасного проезда:
под проводами линий электропередачи и контактной сети железных дорог и городского электротранспорта;
под эстакадами, путепроводами, арками, мостами и т. п.;
через железнодорожные переезды;
по мостам и путепроводам;
при крутых подъемах, спусках, поворотах и перекрестках.
2.13. При перевозке монтажных узлов крана наибольших габаритов должно быть обеспечено безопасное движение транспортного средства с краном по маршруту следования, а масса его должна соответствовать грузоподъемности транспортных средств.
На рис. 1 приведены примеры размещения башенного крана КБ-401Б в составе автопоезда и его габариты при транспортировке.
2.14. При определении «вписываемости» автопоезда с краном при повороте его на перекрестке дорог следует использовать график зависимости ширины проездов (рис. 2).
2.15. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных кранов в составе автопоезда допускается только при условии нецелесообразности пли невозможности их транспортирования другими видами транспорта.
2.16. При перевозке тяжеловесных кранов скорость их движения .по условиям безопасности не должна превышать 50 км/ч, а на поворотах должна снижаться до 5—10 км/ч.
2.17. Маршрут следования автопоезда с краном должен быть согласован с организациями, эксплуатирующими дорогу и имеющими в ее пределах различные коммуникации и сооружения (линии электропередачи, связи, надземные трубопроводы, мосты, эстакады и т.п.). Разрешение на проезд по маршруту следования автопоезда с краном дает орган Госавтоинспекции после согласования с вышеуказанными организациями (приложение 1).

. Перевозка башенного крана КБ-401Б на автотранспорте
Рис. 1. Перевозка башенного крана КБ-401Б на автотранспорте: 1 — подкатная тележка; 2 —кран; 3 — автотягач

График для определения «вписываемости» автопоезда с краном в габариты перекрестков
Рис. 2. График для определения «вписываемости» автопоезда с краном в габариты перекрестков

2.8. конструкций крана должны быть распределены по железнодорожным платформам по возможности равномерно для обеспечения равномерной посадки рессор и надежно закреплены.
2.9. Узлы и конструкции крана, погруженные на железнодорожную платформу, при перевозке по железной дороге, как правило, не должны выступать за пределы габарита погрузки (рис. 3). На провоз по железной дороге кранов, габариты погрузки которых более габаритов, предусмотренных нормами, требуется разрешение соответствующих служб движения МПС СССР согласно ГОСТ 9238—83.

2.20. При перевозке кранов с одного строительного объекта на другой при размещении его узлов и элементов конструкций на железнодорожных платформах следует учитывать место для погрузки плит противовеса и балласта.
2.21. Сопроводительным документом наряду с маршрутными документами на перевозку кранов по железной дороге является комплектовочная ведомость, составляемая организацией, отгружающей кран, по форме, приведенной в табл. 1.
2.22. Перевозка кранов по железной дороге, погрузка их на платформы и выгрузка должны производиться согласно указаниям администрации железной дороги.
На рис. 4 приведен пример размещения на железнодорожных платформах крана КБ-401 Б.
2.23. При переправе самоходных кранов и автопоездов с краном через судоходные и несудоходные реки все участники переправы должны быть подробно ознакомлены с местом переправы и мерами безопасности при ее проведении.


Рис. 3. Габарит очертания погрузки железнодорожного состава

2.20. Во время паводка, сильного дождя, снегопада, тумана и ледохода переправа кранов через водные преграды любой ширины запрещается.

Комплектовочная ведомость

(наименование отгружающей организации)

Заводской №________________

Тип крана

№ п/п. Индекс места Масса узла, кг Род упаковки Наименование узла Количество узлов на кран Примечание