Выбор, привязка и установка стреловых и башенных кранов. Опасные зоны при их работе

7.1. Выбор и привязка кранов к зданиям и сооружениям должны производиться с учетом грузоподъемности крана, высоты подъема и вылета стрелы.
7.2. Грузоподъемность крана определяется массой наиболее тяжелого поднимаемого им груза и грузозахватного приспособления, отнесенной к вылету стрелы.
7.3. В каждом конкретном случае при перемещении груза вылет и длина стрелы крана должны определяться с учетом:
массы перемещаемого груза;
габаритных размеров возводимого здания (сооружения);
расстояния 01 края возводимого здания (сооружения) до наиболее выступающих элементов поднимаемой конструкции (груза);
мест расположения рельсового подкранового пути для башенных н рельсовых кранов или мест стоянок стреловых самоходных кранов.
7.4. Основой ППР грузоподъемными кранами должна быть схема их привязки к возводимому зданию (сооружению) и установки с использованием условных обозначений, приведенных в приложении 18.
7.5. Схема привязки стреловых и башенных кранов к строящимся зданиям и сооружениям и установки должна составляться на основании заключения о характере грунта на строительной площадке.
7.6. Установка, перемещение и работа кранов вблизи неукрепленных откосов котлованов, траншей, канав и т. п. разрешаются только за пределами призмы обрушения грунта, определенными ППР. При отсутствии в ППР этих сведений допустимые расстояния по горизонтали должны быть в пределах, указанных для стреловых самоходных кранов в табл. 3 и на рис. 12, для башенных и рельсовых стреловых кранов — на рис. 5, а, д.

Глубина котлована Н, м Наименьшее допустимое расстояние а, м, от основания откоса котлована до ближайших опор крана при грунте
песчаном и гравийном супесчаном суглинистом глинистом лессовом сухом
1 1,5 1,25 1 1 1
2 3 2,4 2 1,5 2
3 4 3,6 3,25 1,75 2,5
4 5 4,4 4 3 3
5 6 5,3 4,75 3,5 3,5


Рис. 12. Установка стреловых кранов на краю откоса или траншеи:
а — краны автомобильные, пневмоколесные и на спецшассп при работе с выносными опорами: б — то же при работе без выносных опор; в — краны гусеничные

7.1. Устанавливать стреловые самоходные краны на свеженасыланный неутрамбованный грунт, а также на площадку с уклоном более указанного в технологическом паспорте крана запрещается.
7.2. При установке и работе стреловых самоходных кранов расстояние от их поворотной части до строений, штабелей строительных конструкций и других предметов при любом положении должно быть не менее 1 м.
7.3. Подкрановые пути башенных и рельсовых стреловых крапов привязываются к строящимся зданиям (сооружениям) с учетом максимально выступающих частей этих зданий (сооружений) (табл. 4).
Привязка на местности подкрановых путей тяжелых монтажных двухколейных кранов производится в соответствии с заводской инструкцией.

Тип крана Максимальное расстояние Б от выступающей части здания до оси рельса, мм (см. рис. 5)
БКСМ-5-5А, БКСМ-7-9 1300
БКСМ-7-5, БКСМ-5-9, МЗ-5-10 1300
БКСМ-5-10 (Т-223) 140’0
МСК-250 1450
КБ-1602, КБ-1604, КБК-160.2, КБ-401А, КБ-402 1700
КБ-405 1700
КБ-60 1800
КБ-100, КБ-100.1, КБ-100.0 решетчатые 1950
КБ-ЮО.ОС, КБ-100.1 трубчатые, КБ-ЮО.ОМ 1950
КБ-100.2 1950
МСК-3-5-20, МСК-Ю-20, МСК-7-25, МБТК-80/100 2000
МБТК-80, МСТК-90, КБ-404 (КС-250) 2000
КБ-306 (С-981), С-981А 2050
С-464 2200
МСК-5-20, МСК-8/20 (МСК-7,5/20, МСК-5-20А) 2300

7.1. При установке кранов вблизи линии электропередачи, находящейся под напряжением, необходимо соблюдать расстояние между ближайшим проводом ВЛ и наиболее выступающей частью крана и груза. Безопасные расстояния от крана до ближайшего провода ВЛ в зависимости от напряжения линии электропередачи приведены в табл. 5.
7.2. Установка башенных и рельсовых стреловых кранов в охранной зоне (разрывах) ВЛ должна быть согласована с владельцем ВЛ. Разрешение на такую установку должно храниться вместе с паспортом крана.

Напряжение, кВ Ограничивающие опасную зону расстояния от неогражденных неизолированных частей электроустановки (электрооборудования, кабеля н провода) или от вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода ВЛ, находящейся под напряжением, м
До 1
1—20
35—110150—220300500—750800 (постоянного тока
5

2

4

5

6

9

9

7.12. Установка и работа стрелового самоходного крана на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи напряжением более 42 В могут производиться только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия такой работы (приложение 19).

7.13. Горизонтальная и вертикальная привязки стреловых самоходных, башенных и рельсовых стреловых кранов приведены на рис. 13— 17, а также в приложении 23.


Рис. 13. Горизонтальная привязка стрелового самоходного крана (размер а принимается в зависимости от габаритов деталей и типа стрелового самоходного крана, размеры b, с, d определяются ППР):
1 — временна? автодорога; 2—площадка для приема раствора

7.14. При производстве строительно-монтажных работ с применением грузоподъемных кранов должны быть определены опасные зоны, в пределах которых постоянно действуют или имеются потенциально опасные производственные факторы, связанные с работой этих кранов.

7.15. К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов при работе грузоподъемных кранов должны быть отнесены:
зоны вблизи неизолируемых токоведущих частей электроустановок и машин
места перемещения кранов и места, над которыми производиться перемещения грузов кранами.


Рис. 14. Вертикальная привязка стреловых самоходных кранов (показаны наименьшие допустимые расстояния):
1 — страховочный канат; 2 — габарит крана при повороте на 180º

7.19. К зонам потенциально действующих опасных производственных факторов следует относить:
участки территории вблизи строящегося здания (сооружения);
этажи (ярусы) зданий (сооружений) в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) строительных конструкций, оборудования и т п.
7.20. В зонах постоянно действующих опасных производственных факторов производство строительно-монтажных работ, как правило, не разрешается, во избежание доступа людей эти зоны должны иметь защитные ограждения, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 23407—78 .
7.21. При производстве строительно-монтажных работ в зонах потенциально действующих производственных факторов следует разрабатывать и осуществлять организационно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих в этих зонах людей; сами зоны следует ограждать сигнальными ограждениями, удовлетворяющими требованиям ГОСТ 23407—78.

Вертикальная привязка рельсового башенно-стрелового крана
Рис 15. Вертикальная привязка рельсового башенно-стрелового крана

Высота возможного падения предмета, м Граница опасной зоны вблизи строящегося здания пли сооружения (от его внешнего периметра), м

 

До 20

20—70

70—120

120—200

200—300

300—450

5

7

10

15

20

25


Рис. 16. Вертикальная привязка башенного крана БК-1000А

7.1. Границы опасной зоны, в пределах которой возможно падение предметов с высоты строящегося здания (сооружения), даны в табл. 6.
7.2. Границы опасных зон вблизи движущихся частей и рабочих органов кранов должны определяться в пределах 5 м, если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или заводской инструкции на кран.
7.3. При работе башенного или рельсового стрелового крана на перекрытии строящегося здания (сооружения) методом отступления (рис. 18) или вдоль его фасада должна быть разработана специальная технология монтажа.
Работы должны производиться по наряду-допуску (приложение 20) под руководством специально назначенного инженерно-технического работника.
При перемещении груза башенным или рельсовым стреловым краном над перекрытием расстояние по вертикали от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью, до площадок, где могут находиться люди, должно быть не менее 3 м (рис. 19).
7.26. Место работы кранов должно быть выбрано таким образом, чтобы крановщику (машинисту) был обеспечен обзор рабочей зоны и зоны маневрирования крана. В случае, если крановщик (машинист) крана не имеет достаточного обзора, необходимо назначить сигнальщика. Все рабочие, допущенные к работе по перемещению грузов, должны знать и уметь подавать сигналы, указанные в приложении 8.
7.27. Ограничение зоны обслуживания кранов (поворотом, передвижением вылета стрелы) производится путем установки знаков безопасности (приложение 21), при этом концевые выключатели, смонтированные на соответствующих механизмах крана, должны отключать их на линии установки знаков или на расстоянии не более 0,5 м от нее.
7.28. При невозможности ограничить безопасную зону обслуживания кранов путем отключения механизмов поворота, передвижения и вылета стрелы на заданном режиме кроме установки знаков безопасности должны быть разработаны дополнительные мероприятия.
7.29. При определении опасных зон стреловых самоходных кранов (рис. 20) следует руководствоваться типом привода крана (дизель-электрический, механический), заданной высотой подъема груза, а также условиями размещения и работы крана на строительной площадке.


Рис. 17. Опасные зоны при работе башенных и рельсовых кранов:
1 — граница зоны постоянно действующих опасных производственных факторов; 2 — граница зоны потенциально действующих производственных факторов (определяется СНиП Ш-4—80, табл. 1); 3—проекция траектории наиболее удаленной точки поднимаемого груза максимального габарита; 4 — место хранения грузозахватных приспособлений; 5 — проекция траектории крюка на максимально необходимом вылете; 6 — площадка для складирования; 7 — контрольный груз; цифры и буквы в кружках — оси здания: размер L определяется по табл, к рис. 20

Опасная зона на перекрытии строящегося здания
Рис. 18. Опасная зона на перекрытии строящегося здания:
а — вид сбоку; б, в — вид сверху; б — при работе крана вдоль фасада здания;
в — при работе крана методом отступления («на себя»)

Опасная зона на перекрытии строящегося здания, образующаяся от движения противовеса крана над перекрытием
Рис. 19. Опасная зона на перекрытии строящегося здания, образующаяся от движения противовеса крана над перекрытием:
1 — противовес; 2 — здание; 3 —башенный кран; 4 — граница опасной зоны; 5 —* граница опасной зоны для неподвижно стоящего крана

Определение опасной зоны стреловых самоходных кранов
20. Определение опасной зоны стреловых самоходных кранов:
1 — граница опасной зоны; 2 — горизонтальная проекция траектории максимального габарита перемещаемого груза; 3 — горизонтальная проекция траектории крюка на максимальном рабочем вылете; /г — высота подъема груза. Размер L определяется в зависимости от 1г.

h, м                             L, м

До 20                                                      7

Свыше 20       до 70                ….        10

Свыше 70       до 120               ….        15

Свыше 120     до 200               ….        20

Свыше 200     до 300               ….        25

Свыше 300     до 400               ….        30