Арки, фермы и гранит: как менялся Каланчевский путепровод

Каланчевский путепровод — один из немногочисленных памятников архитектуры неоклассицизма в Москве. Его построили в 1912–1919 годах по проекту Алексея Щусева — архитектора, под руководством которого были созданы мавзолей Ленина на Красной площади, Казанский вокзал, Большой Москворецкий мост.

В этом году началась реконструкция Каланчевского путепровода. Ему вернут исторический вид — тот самый, который задумывал Алексей Щусев. А станция Каланчевская станет ядром крупного транспортно-пересадочного узла и соединит платформы Московских центральных диаметров (МЦД-2 и МЦД-4), станцию метро «Комсомольская», а также Ленинградский, Ярославский и Казанский вокзалы.

О том, как возводили необычное для Москвы строение, как путепровод работает сейчас и что с ним произойдет в будущем — в материале mos.ru.

Три моста и два пути

Каланчевский путепровод — железнодорожная эстакада, соединяющая Курское и Ленинградское направления железной дороги. В частности, здесь курсируют поезда МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск).

Свое название путепровод получил от местных топонимов. В XVII веке на месте нынешней Комсомольской площади находился царский путевой дворец с высокой башней — каланчой. Башня дала название Каланчевскому полю, которое в XIX веке стало площадью, а также ближайшим улице и переулку.

Путепровод состоит из земляной насыпи с подпорной стенкой и трех железнодорожных мостов — Южного, Орликовского и Домниковского. Их названия восходят к расположенным рядом улицам: Южный путепровод проходит над Южным проездом, а два других — вблизи Орликова переулка и бывшей Домниковской улицы (ныне улица Маши Порываевой).

Изначально на месте Каланчевского путепровода располагалась временная железнодорожная насыпь, которую архитекторы Московско-Курской железной дороги хотели оформить в стиле модерн — с богатой отделкой подпорной стенки и сложным металлическим ограждением вдоль путей. Однако их идею не удалось реализовать.

В 1911 году Алексей Щусев выиграл конкурс на разработку проекта Казанского вокзала. Он запланировал его в неорусском стиле, и модерновая постройка, расположенная в 50 метрах от его детища, могла испортить впечатление. Чтобы сделать ансамбль площади целостным и непротиворечивым, Алексей Щусев добился права лично спроектировать путепровод.

От Кремлевской стены до итальянского палаццо

На первых эскизах, которые архитектор представил в 1912 году, путепровод был выполнен в неорусском стиле, как и здание вокзала, и внешне напоминал Кремлевскую стену. Постройка из гладких каменных блоков, разделенная пилонами, была увенчана зубцами в форме ласточкиного хвоста. Однако в таком виде путепровод не сочетался со зданием Николаевского (ныне Ленинградского) вокзала, и Алексей Щусев отказался от зубцов и пилонов.

На втором проекте путепровод выглядел более нейтрально: ряд повторяющихся полукруглых арок, чередующихся с нишами, высокие изогнутые фермы мостов, увенчанные двуглавыми орлами. От ферм впоследствии пришлось отказаться: проезды под мостами перестали справляться с транспортным потоком, и городская управа решила их расширить, а также сделать в железнодорожной насыпи еще один проезд со стороны Рязанской улицы. Фермы не выдержали бы такой нагрузки, и Алексей Щусев решил разместить мосты на мощных вертикальных опорах, а вдоль путей установить изящную металлическую ограду.

Впоследствии проект не раз менялся и уточнялся. В связи с тем, что изменился архитектурный стиль планируемого Казанского вокзала (нарышкинское барокко), внешнее оформление подпорной стенки Каланчевского путепровода тоже было переработано. Арки стали опираться на широкие тумбы-пилоны, из-за чего постройка напоминала пандус царскосельского Висячего сада, который создал во время царствования Екатерины II английский архитектор Чарльз Камерон. А ниши между арками стали похожи на окна Палаццо Тьене — дворца в итальянском городе Винченца, построенного архитектором эпохи Возрождения Андреа Палладио.

Финляндский гранит и художественные ошибки

Для отделки путепровода и всех его элементов Алексей Щусев выбрал серый финляндский гранит. Из-за начавшейся Первой мировой войны работы по облицовке подпорной стены перенесли на 1915–1916 годы. Камни обтесывали на пустыре на Каланчевской улице, недалеко от строительной площадки. Мастерская архитектора располагалась у Казанского вокзала, поэтому он мог часто приходить и наблюдать за возведением и отделкой путепровода. Щусев был чрезвычайно недоволен, если рабочие не соблюдали детали его проекта. Обращаясь к руководству Московско-Курской железной дороги, архитектор хвалил «солидно и прочно» сделанную работу, но указывал на художественные ошибки каменщиков и просил согласовывать все работы с его чертежами.

Пластические возможности камня позволили превратить фасад и арки в произведение искусства. В соответствии с замыслом архитектора фактура гранита в оформлении путепровода имеет пять степеней обработки: гладкотесанные камни, шероховатотесанные, груботесанные, сильно груботесанные и камни самой грубой тески. По-разному обработанные гранитные кирпичи и блоки слоями чередуются в отделке стен, арок и тумб, благодаря чему фасад путепровода выглядит по-разному в зависимости от времени суток и угла освещения.

Завершенный путепровод, подчеркивающий барочный стиль Казанского вокзала и классическую строгость Николаевского, стал своеобразным обрамлением Комсомольской площади. В 1930–1940-х годах Алексей Щусев построил павильоны станции метро «Комсомольская» в едином стиле с Казанским вокзалом, а в 1954 году на Каланчевской улице за путепроводом возвели гостиницу «Ленинградская». Она завершила архитектурный ансамбль площади трех вокзалов.

Высотное здание гостиницы «Ленинград» на Каланчевской улице. На переднем плане — Каланчевский путепровод. Автор Н. Грановский. 13 июня 1955 года. Главархив Москвы

Тоннель или эстакада?

После революции в связи с ростом города и увеличением транспортных потоков Московский железнодорожный узел не раз планировали реконструировать. Изменения затрагивали также Алексеевскую соединительную линию. Один из самых радикальных проектов переустройства опубликовали в 1934 году в журнале «Строительство Москвы». Чтобы соединить Курский вокзал с Комсомольской площадью, через площадь планировали пустить Курско-Октябрьский диаметр железной дороги. Он должен был пройти через станции Москва-Рогожская (ныне Москва-Товарная-Курская), Москва-Курская, Москва-Каланчевская и Останкино.

Прорезать Комсомольскую площадь предполагалось одним из двух способов — тоннельным или эстакадным. При тоннельном варианте Каланчевский путепровод планировали снести, а железнодорожные пути пустить под землей. Эстакадный вариант предполагал расширение путепровода с двух до шести путей. Кроме того, проезды с Каланчевской улицы на площадь также планировали существенно расширить. Для этого необходимо было разобрать участок насыпи и щусевскую подпорную стенку между Орликовским и Домниковским путепроводами, а также снести вертикальные опоры мостов. К счастью, ни один из этих проектов не был осуществлен и путепровод сохранился в первоначальном виде.

Станция Каланчевская — крупный транспортный узел

Полноценная реконструкция железнодорожного узла началась только в последние годы. В ноябре 2019-го были запущены первые Московские центральные диаметры. Поезда МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск) проходят через Комсомольскую площадь, станцию Каланчевская и Курский вокзал, пересекая Каланчевский путепровод. В будущем планируют запустить МЦД-4 «Киевско-Горьковский»: он также пройдет через Курский вокзал и станцию Каланчевская.

Для полноценной работы МЦД двух железнодорожных путей на участке от Курского вокзала до Каланчевской недостаточно, поэтому их количество увеличат до четырех. Всего на этом участке уложат 16,5 километра новых путей.

Вертикальные опоры мостов, построенные Щусевым, не справятся с увеличившейся транспортной нагрузкой. Поэтому для того чтобы одновременно сохранить исторический путепровод и приспособить его для новых транспортных нужд, проектировщики решили вернуться к первым эскизам Алексея Щусева и усилить мосты изогнутыми металлическими фермами с максимальной высотой 21 метр. На каждом мосту будет по три арочных пролета. Опоры для них сделают из железобетона и облицуют куртинским гранитом, рустовка которого повторит оригинальную слоеную фактуру созданного Щусевым фасада. В итоге неоклассическое оформление Каланчевского путепровода с арками, пилонами и нишами сохранится.

Сама же станция Каланчевская станет ядром крупного транспортно-пересадочного узла, пассажиры смогут делать пересадки между платформами МЦД-2 и МЦД-4, станцией метро «Комсомольская» и выходить к Ленинградскому, Ярославскому и Казанскому вокзалам. В два раза сократится время пересадки на станцию Каланчевская.

Новые навесы над платформами будут покрывать практически всю их площадь, появятся информационные стелы и табло, современное светодиодное освещение. Кассы разместят в новом подземном вестибюле, там же установят туалеты, будут смонтированы эскалаторы и лифты для маломобильных пассажиров.

Кроме того, на Комсомольской площади построят еще два железнодорожных путепровода, реконструируют три автомобильных путепровода на Новой Басманной и Старой Басманной улицах, а также на улице Казакова.

Реконструкцию участка Каланчевская — Курская планируют завершить в 2023 году. После окончания работ его пропускная способность увеличится с 178 до 353 пар поездов в сутки. Благодаря этому интервал движения сократится с шести до 2,5 минуты. Станет больше пассажирских мест, их количество увеличится в 2,5 раза — с 706 тысяч до 1,8 миллиона в сутки.

Станции МЦД Новодачная, Долгопрудная, Сетунь и Баковка модернизируют в 2020 годуМосквичам предлагают поделиться идеями по развитию транспортной инфраструктуры

Добавить комментарий