Архитектура становится «вау»_ инвесторы меняют подход к российским курортам

Объем российского рынка санаторно-курортных услуг в 2024 году достиг 220,08 млрд руб., показав рост в 18% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, сообщает Росстат в своем обновленном отчете. Как отмечают эксперты, интерес к welness-направлению и медицинскому отдыху в России — новый тренд для инвестиционных проектов. Еще в 2019 году, популярность зарубежных курортов значительно превосходила внутренний туризм в этой сфере, а сейчас наблюдается импортозамещение — причем становятся важны как всесезонность, так и запоминающаяся архитектура.

«Туристическая индустрия увидела в появлении wellness-центров мощное конкурентное преимущество — появился внутренний спрос и фактически сейчас мы видим начало импортозамещения», — отмечает руководитель архитектурной мастерской FUTURA-Architects Олег Манов.

Например, в 2025-м году количество термальных комплексов вырастет в 1,5 раза, подтверждает генеральный директор консалтинговой компании «PRO Апарты» Екатерина Запорожченко. Рекордное количество терм откроется в торговых центрах (40% нового предложения), а в последующие годы —  в отдельностоящих зданиях и отелях.

«При этом стоимость строительства таких объектов крайне интересна: 150-180 тыс. рублей за кв. м, а срок окупаемости составляет 4-7 лет. Доходность зависит от локации, но варьируется от 15 до 30%», — делится аналитик.

Для туристов, как отмечают эксперты, стали важны: доступность, качественная инфраструктура, эмоции и новый опыт, которые могут подарить как отдых, так и архитектура самого проекта. Это меняет подход к созданию таких объектов, они становятся многофункциональными.

«Например, гольф-курорт “Шишкино” объединяет сразу отдых, оздоровление и спорт. Здесь есть и термальный комплекс, и гостиница с оздоровительным центром, 24-х луночное гольф-поле, клубный дом, Академия гольфа. Такое разнообразие инфраструктуры дает множество сценариев отдыха и позволяет проекту действовать всесезонно, что уже важно для инвестора. Вау-эффект создает и архитекрура. Доминантой проекта стал белоснежный объем гостиничного-оздоровительного центра. Его бионическая форма вторит сложному рельефу гольф-полей. в контексте окружения — природы», — рассказывает Олег Манов.

В то же время есть тренд и на демократизацию услуг, добавляет Олег Манов. Если еще несколько лет назад занятия в гольф-клубе, как и wellnes-отдых в целом, считались привилегией людей с высоким уровнем дохода, то сегодня интерес к этим направлениям проявляет широкий круг потребителей, особенно заметно растет спрос у аудитории в возрасте 35-45 лет.

«Сейчас в России немного отелей и курортов, которые уже внедрили в свой продукт wellness, медицинское направление и нетипичный для российского туриста спорт. Примерами, пожалуй, являются “Первая линия”, Well, представители VALO заявляли о планах на развитие в этом ключе. Для девелоперов отелей и апарт-отелей такие функции — способ выделиться, создать уникальную концепцию заботы о здоровье и долголетии в своем объекте. И это долгоиграющий тренд для России и мира. Если брать общемировые цифры, то объем расходов на оздоровительный туризм к 2030 году оценивается в 1 трлн долларов», — резюмировала Екатерина Запорожченко.