Силовые контроллеры

При помощи контроллеров производят пуск, реверсирование и остановку электродвигателей башенных кранов.

Контроллеры применяются трех типов-барабанные, кулачковые и магнитные, из них наиболее распространены барабанные типов КТ и ККТ и кулачковые НТ-51 и НТ-52.
Барабанный контроллер типа КТ (рис. 32, а) состоит из барабана 1, пальцев 2 и корпуса 3. Контроллер закрывают кожухом, защищающим от прикосновения к его токоведущим частям и от ожогов искрами, возникающими при работе контроллера.

Барабан контроллера представляет собой четырех- или шестигранный стальной вал, покрытый изоляционным материалом (бакелитом), с укрепленными на нем чугунными сегментодержателями 4, к которым привинчены съемные медные сегменты 5 различной длины. Против каждого сегмента расположены пальцы 2, закрепленные на изолированной стойке 6.

Если цилиндрическую поверхность барабана контроллера условно развернуть на плоскость, то получается так называемая развертка контроллера, при помощи которой легко установить, при каких положениях происходит контакт его пальцев с сегментами. На рис. 32,6 показана развертка барабана контроллера КТ-3005, применяемого на башенных кранах.

Кулачковый контроллер серии ККТ Башенный кран

Рис. 33. Кулачковый контроллер серии ККТ
а-общин вид со снятой крышкой; б-разрез по кулачковым элементам; в-разрез по фиксирующему устройству: 1-рукоятка; 2-фиксирующее устройство; 3-блокировочные контакты; 4-кулачковые элементы; 5-отверстия для ввода проводов; б-кулачковая шайба; 7-рычаг подвижного контакта; 8-неподвижный контакт; 9-крышка; 10-храповое колесо; г-электрическая схема управления двигателем силовым контроллером; /-двигатель; 2-контроллер сопротивления; 3-защитная панель контроллера; 4-пусковая кнопка; 5-сопротивление

Наибольшее применение в последние годы получили кулачковые контроллеры (рис. 33).

Эти контроллеры имеют один или два кулачковых элемента, состоящих из подвижных и неподвижных контактов с укрепленными на их концах медными губками. Подвижной контакт контроллера вращается на оси и постоянно прижат своим хвостовиком с роликом к кулачковой шайбе. Фасонные кулачковые шайбы укреплены на валу, выполненном из электроизоляционного материала. По шайбам перекатываются ролики, изменяющие свое положение в зависимости от участка, на котором в данный момент они находятся.
Замыкание и размыкание контактов сопровождаются их перекатыванием, что позволяет им очищаться от окиси меди и нагара. Для облегчения работы контакторных деталей в контроллерах применяют электромагнитное гашение дуги.

Принципиальная электрическая схема кулачкового контроллера показана на рис. 33,г. Условными знаками на этой схеме изображена развертка кулачковой шайбы, указывающая, на какой из позиций ее вращения контакты замыкаются.

Для приводов, работающих в тяжелом режиме, долговечность силовых контроллеров оказывается недостаточной, а управление с их помощью-утомительным. Поэтому такие приводы снабжают магнитными контроллерами, управляемыми при помощи командоконтроллеров (командоаппаратов).

Магнитные контроллеры представляют собой панель (раму) в открытом или защищенном исполнении, на которой размещены контакторы, реле управления, плавкие предохранители и другие аппараты управления и электрической защиты.

Для управления двигателями всех механизмов на кранах последних моделей применяют комплексные магнитные контроллеры. В таких контроллерах кроме аппаратов управления и защиты установлены выпрямители, магнитные усилители, трансформаторы. Все электрооборудование контроллера размещено в трех пылебрызгозащитных шкафах, установленных на общем каркасе. В верхней части каркаса помещены пускорегулирующие реостаты всех двигателей.

Для приведения в действие магнитных контроллеров, контакторов защитных и реверсивных панелей применяют командоаппараты. В число командоаппаратов входят командоконтроллеры, универсальные переключатели, конечные и аварийные выключатели.

Башенные краны КомандоконтроллерКомандоконтроллер
1 -корпус; 2-вал кулачкового барабана; 3-зубчатый сектор; 4-рукоятка; 5-кулачки; 6-рычаг фиксирующего устройства; 7-пружина фиксатора; 8-кулачковые элементы; 9-кулачковые шайбы; 10-рейка для крепления кулачковых элементов; 11 -шайба фиксатора

На рис. 34 показан командоконтроллер. Контактная система командоконтроллера отличается от контактной системы силового контроллера тем, что выполнена в виде контактного мостика, размещенного на рычаге кулачкового элемента.