Планировочные решения

Рациональная планировка административно — служебных помещений является важным резервом повышения эффективности труда инженеров, техников и служащих.

Продуманный интерьер улучшает архитектурные формы, повышает тонус человека, психологически настраивает его на аккуратное исполнение работы, способствует самодисциплине и обязывает поддерживать чистоту.
При целесообразной планировке рабочих мест исключаются неоправданные перемещения и излишние движения работников, экономно используется площадь, создаются максимальные удобства для связи руководителей и подчиненных, уменьшается шум в процессе общения сотрудников друг с другом, обеспечивается правильное освещение рабочих мест, создается возможность соблюдения противопожарных правил.

Рациональная планировка

В административных зданиях выделяются следующие основные функциональные зоны: рабочая, совещаний, экспозиции, машинной обработки, хранения, отдыха и неофициальных приемов. Каждая функциональная зона имеет свою специфику, определяющую характер оборудования.
Рабочие места ИТР и служащих организуются с учетом рабочих функций, при этом подбирается оптимальная номенклатура мебели, оборудования и оргоснастки, отвечающей требованиям эргономики и технической эстетики.
Элементами служебного помещения являются :
— мебель индивидуального и группового пользования;
— технологическое и лабораторное оборудование, средства вычислительной и организационной техники;
— пульты, щиты, устройства отображения информации;
— устройства и приспособления декоративного оформления помещения;
— устройства для разделения пространства, кондиционирования воздуха и другое инженерное оборудование.

Порядок расстановки мебели
Порядок расстановки мебели и оборудования в рабочих комнатах определяется следующими правилами:
1. Разрабатывается порядок размещения рабочих центров и групп сотрудников. Группировка отдельных видов работ определяет оборудование рабочих мест служащих в этих группах. Оборудование должно обеспечить поступательное движение трудового процесса, При этом выделяется нормативная площадь для людей, мебели, оборудования и проходов.
2. Оборудовать рабочие места нужно так, чтобы работа передавалась с одного стола на другой либо сбоку, либо спереди Для максимального использования площади, можно два стола расположить один возле другого, но с условием, что будет оставлен проход с одной стороны каждого стола.
3. Столы не должны стоять лицом к лицу, прямо перед стеной или другой преградой. Располагать лицом к лицу можно только при работе сотрудников одного профиля с вращающейся картотекой. Картотеки, как правило, располагают у стен. Их следует ставить задней стороной друг к другу. Шкафы для одежды располагаются у входа.
4. При установке перегородок следует предусматривать два выхода.

Размещая мебель в служебных помещениях, а также устанавливая внутри комнат стеклянные перегородки, следует придерживаться рекомендаций НИИ труда
Особое внимание следует обращать на расположение письменных и чертежных столов относительно окон. Окно не должно находиться перед лицом сидящего. Нерационально также, когда оно находится за спиной и тень от сидящего ухудшает освещенность рабочей поверхности. Поэтому столы следует размещать не параллельно окну, а перпендикулярно, причем наилучшее направление освещения слева.
Столы сотрудников, которым необходимо в процессе работы часто разговаривать, целесообразно размещать смежно.

Организация рабочих мест

Работники, которые по специфике работы часто выходят, должны размещаться ближе к выходу.
Решающими факторами, которыми следует руководствоваться при распределении помещений между структурными подразделениями аппарата управления, являются содержание и технология выполняемых работ, а также взаимосвязи между ними в процессе труда.
При размещении служб в административном здании необходимо руководствоваться следующими правилами:
1. Экспедиционную обработку документов следует Производить на первом этаже здания в специально отведенном помещении, расположенном недалеко от входа в здание.
2. Регистрация документов в соответствии с технологическим процессом должна осуществляться в помещении, расположенном рядом с экспедицией.
3. Если в организации существует единая контрольно — справочная картотека, необходимо размещать рабочие места сотрудников, выполняющих регистрацию, контроль и справочную работу в одном помещении с канцелярией.
4. Копировально-множительная техника должна располагаться на первом этаже здания изолированно от помещений, предназначенных для приема посетителей, и отдельно от структурных подразделений.

Комплекс помещений для руководителей предприятий обычно состоит из кабинетов руководителя, главного инженера, заместителя и секретариата.
Кабинеты руководителя и его заместителей должны делиться на зоны совещаний, работы и отдыха и сообщаться с коридором или холлом через секретариат.

САНИТАРНЫЕ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ДЛЯ СЛУЖАЩИХ

РУКОВОДСТВО норма м 2 площади м
руководитель предприятия

заместитель руководителя предприятия

руководитель отдела

заместитель руководителя предприятия

24 — 54

 

12 — 35

 

8-24

 

8-24

СПЕЦИАЛИСТЫ
главный специалист

специалист

конструктор

8-24

4-8

7

КАТЕГОРИИ СЛУЖАЩИХ
старший делопроизводитель

делопроизводитель

секретарь

конструктор

5-7

3,25

3,25

5

для рабочих комнат управлений и контор (на одного служащего) — 4

для рабочих комнат конструкторского бюро (на один чертежный стол) — 6

для залов совещаний вместимостью до 100 чел. (на одно место) – 1,2

для залов совещаний вместимостью более 100 чел. (на одно место) 0,9

для учебных помещений

(на каждое ученическое место) 1,75

каждый кабинет должен иметь не менее 18 м 2

площадь отдельного рабочего помещения 1   не должна быть менее 9м .

Иногда рядом с кабинетом руководителя организуют специальное помещение для совещаний, непосредственно связанное с кабинетом и коридором. Часть стены-перегородки между кабинетом и секретариатом выполняется ‘ в виде шкафа-перегородки, основная открытая часть которого направлена в кабинет и частично в секретариат.
Рабочие места категории «главный специалист» рекомендуется оборудовать в отдельном кабинете с двумя зонами : рабочей зоной, зоной совещаний.
Рабочие места категорий «специалисты» и «технические исполнители», как правило, размещаются в обшей комнате, в которой может находиться до десяти человек.
В состав типового комплекта мебели входят стол однотумбовый, стул или кресло рабочее подъемно — поворотное. Стол одно-тумбовый с приставкой удобен тем, что подвесная тумба включает до трех ящиков и предусматривает вариант наклонного хранения документов.
На поверхности приставки следует располагать средства связи, вычислительную машину.
В этом случае установка подъемно — поворотного кресла позволит без дополнительных движений, не вставая, занимать требуемую позу и выполнять различные виды работ и операций.
Рабочее место исполнителя должно своевременно обеспечиваться необходимыми материалами (бумагой, бланками, канцелярскими принадлежностями и др.), литературой, инструментами. При их размещении следует руководствоваться следующими правилами:
— для каждого предмета должно быть выделено строго определенное место;
— те предметы, которые используются в работе чаше, нужно помешать ближе;
— необходимо располагать предметы так, чтобы не было лишних движений и непроизводительных затрат сил.

Рабочие места ИТР

Рабочая поверхность стола должна быть твердой и гладкой, преимущественно из дерева. Нерациональна укладка на стол листа стекла, которое охлаждает руки, а его блестящая поверхность вредно действует на зрение.
В столах могут предусматриваться специальные отделения с подъемной крышкой для пишущей машинки; при работе на счетно-клавишных машинках лучше применять столы с наклонной поверхностью, имеющие для этого специальный вырез.

ITR