Эффективность государственной программы основана на оценке ее результативности с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию программы, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение транспортной системы города Москвы.
Необходимые для реализации государственной программы ресурсы и планируемые результаты рассматривались и оценивались по сравнению с так называемым «инерционным вариантом», предусматривающим отказ от реализации мероприятий, предусмотренных Программой, и развитием ситуации инерционным образом. При этом выгоды определяются на основе проведения оценки экономических и социальных последствий осуществления предусмотренных мероприятий с точки зрения интересов населения и хозяйственного комплекса Москвы. В методике оценки эффективности государственной программы учтено:
1) степень достижения целей и решения задач подпрограмм и государственной программы в целом;
2) степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета;
3) степень реализации мероприятий (достижение ожидаемых непосредственных результатов их реализации).
При проведении расчетов предполагалось, что в 2016 году все предусмотренные Государственной программой «Развитие транспортной системы города Москвы на 2012-2016 гг.» мероприятия будут выполнены в полном объёме, что позволит:
— снизить наполняемость подвижного состава транспорта общего пользования на 15%;
— сократить средние затраты времени на поездку из жилых районов до мест приложения труда на 15-20%.;
— сократить средний интервал движения на НГПТ в час «пик» с 8 до 5 мин;
— обеспечить коренное улучшение информационного обслуживания пассажиров на основе новейших информационных технологий с применением электронных информационных табло, спутниковой навигации, Интернета, мобильной телефонной связи, массмедийных средств распространения информации;
— обеспечить повышение качества обслуживания инвалидов и людей пожилого возраста за счет внедрения подвижного состава с пониженным уровнем пола, применения автобусов со специальными устройствами для въезда инвалидных колясок, использования специального информационного обслуживания для лиц с пониженными уровнями зрения и слуха;
— обеспечить повышение эффективности работы отрасли городского транспорта, совершенствование механизмов финансирования, внедрения прогрессивных автоматизированных систем сбора оплаты и контроля проезда и оптимизации структуры парка подвижного состава;
— улучшить экологическую обстановку в городе, сохранив на существующем уровне объём выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от работы транспорта за счёт расширения объемов применения электрического транспорта и применения моделей подвижного состава с требованиями к выбросу отработавших газов на уровне европейских стандартов, а также использующих альтернативные источники энергии;
— улучшить качество транспортного обслуживания в местах взаимодействия различных видов пассажирского транспорта, за счет развития принципиально-новых видов городской транспортной инфраструктуры — транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), обеспечивающих непрерывность технологического процесса перевозки пассажиров;
— увеличить скорость движения общественного транспорта с 11 до 18 км/час, в том числе на выделенных полосах с 24 до 30 км/ч.;
— осуществить повышение эффективности деятельности наземного общественного транспорта за счет проведения мероприятий по совершенствованию его работы в сфере нормативно-правового и институционального обеспечения.
При проведении экономического обоснования оценивались следующие последствия реализации проекта, возникающие вследствие улучшения транспортных условий:
– сокращение затрат времени в пути;
– снижение себестоимости перевозок;
– снижение аварийности;
– сдерживание объемов выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта.
Проведение оценки социально-экономической эффективности реализации мероприятий Программы основывалось на следующих основных принципах:
– прогнозирование транспортных потоков на основе данных обследований, анализа сложившейся транспортной ситуации, с учетом
вариантов социально-экономического развития Москвы и выполненного прогноза изменения уровня автомобилизации населения;
– выявление влияния реализации мероприятий Программы на основные характеристики развития Москвы;
– определение эффекта посредством сопоставления предстоящих интегральных результатов и затрат; приведение их к сопоставимому виду с помощью оценки в рублевом эквиваленте в ценах текущего периода. (Примечание: при расчете показателей экономической эффективности не учитывались составляющие денежных потоков, связанные с получением кредитов и их обслуживанием, налоговыми и другими трансфертными платежами).
Реализация мероприятий Программы предполагает инвестирование средств в развитие транспортного комплекса Москвы. Расчетный срок был принят равным 30-летнему периоду функционирования объектов транспортной инфраструктуры, включая инвестиционную стадию.
При оценке эффекта от сокращения затрат времени в пути на пассажирском транспорте определена средняя величина сокращения продолжительности трудовой поездки за счет реализации мероприятий, намеченных программой. Расчет суммарного сокращения затрат времени проведен с учетом роста подвижности населения с учётом роста скорости сообщения. Стоимость часа времени, проведенного в транспорте, оценивалась для г. Москвы. При этом стоимость часа рабочего времени умножается на коэффициент, отражающий меньшую стоимость времени пассажиров в транспорте по сравнению с рабочим временем. В доперестроечное время данный коэффициент принимался равным 0,3; в современных условиях, учитывая рост квалификации трудящихся, увеличение продолжительности поездки и необходимости отдыха для восстановления трудоспособности, данный коэффициент повышен до 0,5.
При оценке эффекта от снижения себестоимости перевозок материальных потоков (товаров и грузов) учитывалось снижение транспортных расходов за счет снижения перепробегов в результате повышения связности улично-дорожной сети, сокращения заторовых ситуаций, оптимизации построения маршрутной сети грузовых перевозок.
При оценке эффекта от снижения аварийности определен ущерб, возникающий при дорожно-транспортных происшествиях в результате гибели и ранения людей, повреждения транспортных средств, грузов и дорожного обустройства. Выполнен прогноз количества ДТП с учетом роста парка, протяженности УДС, категорий автомобильных дорог и магистральных улиц. Учтен эффект от снижения перепробегов, внедрения локальных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, сокращения пользования индивидуальным автотранспортом и переориентацией на массовый транспорт.
При оценке эффекта от снижения экологической нагрузки определен ущерб, нанесенный окружающей среде за счет выброса загрязняющих веществ от автотранспорта в атмосферу в процессе транспортной деятельности в Москве. При этом учтен характер функционального использования территорий, прилегающих к проектируемым транспортным коммуникациям и объектам. Учтён эффект от проведения природоохранных мероприятий, заложенных в стоимость строительства объектов транспортного комплекса Москвы.
Показатели социально-экономической эффективности реализации мероприятий Программы
Наименование показателя |
Ед. изм. | Значение показателя |
Эффект от сокращения затрат времени в пути | трлн. руб. |
0,461 |
Эффект от снижения себестоимости перевозок | трлн. руб. |
1,6 |
Эффект от снижения аварийности | трлн. руб. |
0,2 |
Эффект от снижения экологической нагрузки |
трлн. руб. |
0,15 |
Суммарный эффект | трлн. руб. |
2,411 |
Бюджет программы | трлн. руб |
1, 616 |
Суммарный эффект на единицу капиталовложений |
руб. |
1,49 |
В соответствии с проведенной оценкой социально-экономической эффективности получен положительный результат (то есть чистая экономическая выгода для общества превышает стоимость инвестиций). Суммарный эффект ожидается в размере 2,411 трлн. рублей; на единицу капиталовложений – 1,49 рубля на руб. Разработанная Программа рекомендуется к реализации и может претендовать на государственную поддержку.