«Развитие новых видов транспорта»

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы Воздушный транспорт.

В настоящее время отсутствие вертолетных площадок в черте города сдерживает использование авиационного транспорта в организации перевозок, в том числе по линии город-аэропорт, в рекреационных и туристических целях, затрудняет решение задач оперативного характера (МЧС, МВД, МО и т.д.).

Вертолеты оперативных служб города базируются на аэродромах «Мячково» и «Раменское», удаленных от Москвы на 20-25 км. При такой удаленности мест базирования подлетное время составляет до 30 мин.

Существующая в настоящее время в Москве наземная авиационная инфраструктура включает в себя:
Вертодром: «Солнцево» (ОАО «НПО «Взлет»);
Вертолетные площадки:
— площадки на территории городских клинических больниц — 8,
— ведомственные площадки — 3;
— вневедомственные площадки – 2. Вертолетные площадки у городских клинических больниц предназначены только для выполнения медико-эвакуационных работ.

Только вневедомственные площадки могут быть использованы в интересах муниципальных служб города.

Все вертолетные площадки сертифицированы, зарегистрированы, установленным порядком, и внесены в документы аэронавигационной информации (АНИ).
Под объектами городской опорной сети понимаются вертолетные посадочные площадки размерами 50х50м, как с искусственным покрытием (асфальт, бетон), так и грунтовые, с плотностью грунта 3-4 кгс/см² (возможно применение газонных решеток), имеющих полосы воздушных подходов, свободные от препятствий. Диспетчерское управление планируется осуществлять с мобильных диспетчерских пунктов. Оборудование вертолетных посадочных площадок предусматривает нанесение наземной разметки, а на период прилета/вылета вертолетов установку ветроуказателя, маркировку флажками, усеченными конусами и призмами.

Наличие таких вертолетных посадочных площадок обеспечивает посадку и взлет вертолетов с полетной массой до 3,5 т. типа Ка-226, ВК-117, грузоподъемностью 1500кг или вместимостью 6-8 пассажиров.

Велосипедный транспорт.

В настоящее время жители Москвы имеют свыше 3 миллионов велосипедов, которые используются, в основном, для рекреационных, спортивных, оздоровительных и туристических целей.

Возможности велосипедного транспорта не используются для решения транспортных проблем Москвы. На сегодняшний день по Москве перемещается велосипедным транспортом менее 0.01% жителей ввиду практически полного отсутствия велотранспортной инфраструктуры, загруженности УДС, а также в связи с отсутствием заинтересованности жителей в этом виде транспорта.

При решении данного вопроса следует обратиться и к зарубежному опыту.

Общая протяженность велодорожек в Европейских городах такова: Хельсинки – 1300 км, Лондон – 900 км, Париж – 341 км.

Следует учесть тот факт, что в США, например, 25% населения являются велосипедистами. В Нидерландах и других Европейских странах этот показатель возрастает до 40%.

Приблизительно 60% всех велосипедных поездок составляют деловые поездки, среди которых первое место занимают поездки до места учёбы (возможно применение газонных решеток), имеющих полосы воздушных подходов, свободные от препятствий. Диспетчерское управление планируется осуществлять с мобильных диспетчерских пунктов. Оборудование вертолетных посадочных площадок предусматривает нанесение наземной разметки, а на период прилета/вылета вертолетов установку ветроуказателя, маркировку флажками, усеченными конусами и призмами.

Наличие таких вертолетных посадочных площадок обеспечивает посадку и взлет вертолетов с полетной массой до 3,5 т. типа Ка-226, ВК-117, грузоподъемностью 1500кг или вместимостью 6-8 пассажиров.

Велосипедный транспорт.

В настоящее время жители Москвы имеют свыше 3 миллионов велосипедов, которые используются, в основном, для рекреационных, спортивных, оздоровительных и туристических целей.

Возможности велосипедного транспорта не используются для решения транспортных проблем Москвы. На сегодняшний день по Москве перемещается велосипедным транспортом менее 0.01% жителей ввиду практически полного отсутствия велотранспортной инфраструктуры, загруженности УДС, а также в связи с отсутствием заинтересованности жителей в этом виде транспорта.

При решении данного вопроса следует обратиться и к зарубежному опыту.

Общая протяженность велодорожек в Европейских городах такова: Хельсинки – 1300 км, Лондон – 900 км, Париж – 341 км.

Следует учесть тот факт, что в США, например, 25% населения являются велосипедистами. В Нидерландах и других Европейских странах этот показатель возрастает до 40%.

II. Приблизительно 60% всех велосипедных поездок составляют деловые поездки, среди которых первое место занимают поездки до места учёбы

Основополагающими целями являются:

• выполнение задач муниципальных служб города по управлению городским хозяйством (организация движения транспорта, проведение массовых мероприятий и т.д.);
• внедрение современных технологий в деятельность городских служб (мониторинг городской территории, тепловых и электрических сетей и т.д.);
• обеспечение безопасности выполнения полетов вертолетов различных ведомств, классифицированных для полетов в воздушном пространстве мегаполиса (в соответствии с Федеральными авиационными правилами, в воздушном пространстве города не может находиться более одного вертолета в связи с отсутствием системы наблюдения за воздушными судами).

Для организации учёта объектов воздушного транспорта и развития наземной авиационной инфраструктуры города Москвы необходима разработка отраслевой «Схемы развития и размещения объектов инфраструктуры авиационного транспорта на территории города Москвы» (далее — отраслевая СХЕМА).

Отраслевая СХЕМА определит зоны возможного размещения и места строительства новых вертолетных площадок в соответствии с существующими потребностями и с учетом перспективного развития города при обеспечении санитарно-гигиенических и экологических требований охраны окружающей среды.

Организация наземной инфраструктуры в каждой префектуре позволяет создать ее в максимально короткие сроки и не требует значительных финансовых затрат.

Одним из элементов авиационной инфраструктуры, согласно строительных норм МГСН 4.19-05, должны стать эвакуационные площадки для спасательных кабин на покрытии высотных зданий (более 30 этажей) и посадочные вертолетные площадки, находящиеся в 500-метровой зоне от высотных зданий.

Размещение объектов автоматического зависимого наблюдения (АЗН) позволит обеспечить безопасность полетов и эффективность использования воздушного пространства над Москвой.
Учитывая объективные трудности создания вертолетных площадок в городе традиционным (наземным) способом, необходимо активно использовать и другие способы, в том числе оборудование вертолетных площадок на приподнятых платформах, что экономически более выгодно, удобно для эксплуатации, с точки зрения оптимально безопасных воздушных подходов и исключения несанкционированного доступа на рабочую поверхность вертолетной площадки.

Велосипедный транспорт.

Для гармоничного развития велосипедного транспорта как средства для деловых поездок необходимо создание велоинфраструктуры, включающей в себя:
• сеть велодорожек;
• сеть велопарковок.

III. Характеристика ведомственных целевых программ и мероприятий подпрограммы Воздушный транспорт.

В целях целенаправленного и эффективного использования финансовых средств, реализацию мероприятий подпрограммы необходимо провести поэтапно.

1. Разработать и утвердить отраслевую СХЕМУ, которая позволит целенаправленно формировать авиационную инфраструктуру (объекты городской опорной сети вертодромов и посадочных площадок общего пользования, не менее одной в каждой префектуре).

2. Внедрить в процесс организации и управления воздушным движением систему «Москва-АЗН, Ядро», которая позволит находиться в воздушном пространстве города необходимому для решения общегородских задач количеству воздушных судов (вертолетов), а также обеспечит управление и повышение качества контроля за воздушными судами при выполнении полётов над Москвой.

3. Строительство вертолетных посадочных площадок:
— в 2012 году в 2-х АО;
— в 2013 году в 4-х АО;
— в 2014 году в 6-х АО;
— в 2015 году в 8-х АО;
— в 2016 году во всех 10 АО. В период 2012-2014 гг., создав опорную наземную инфраструктуру вертолетных посадочных площадок практически во всех административных округах города, имея отлаженную систему управления и контроля воздушного пространства на высотах «ниже нижнего эшелона», приступить в 2014-2016 гг.: к формированию маршрутной сети для полетов вертолетов и к разработке нормативной базы использования воздушного пространства над Москвой.

Индикатором использования воздушного транспорта является «подлётное время» воздушного судна выраженное в единицах времени (минуты секунды).

Велосипедный транспорт.

Основой велосипедной инфраструктуры должна стать сеть парковок для велосипедного транспорта (велопарковки). Велопарковки должны располагаться на крупных пересадочных узлах, образуя мультимодальные связи (ТПУ, станции метрополитена, железнодорожные станции и платформы, автовокзалы), а так же у объектов социальной инфраструктуры, учебных заведений и мест отдыха молодежи. Создание сети велопарковок по всему городу позволит значительно повысить привлекательность данного вида транспорта как удобного, мобильного, малозатратного и экологически чистого.

Создание сети велодорожек на 2012-2016 годы предполагает строительство 72.8 км совмещённых и обособленных велодорожек на территории города.

В том числе:
строительство велодорожек следующих типов:

• двухполосных велодорожек со встречным движением шириной 2 м (сoгласно разделу «Средства организации движения пешеходов и велосипедистов» п. 4.5.3.5 ГОСТ Р 52766-2007),
• велодорожек на проезжей части с односторонним движением шириной 0.9 м (согласно разделу «Средства организации движения пешеходов и велосипедистов» п. 4.5.3.5 ГОСТ Р 52766-2007),
• велопешеходных дорожек с разделением пешеходного и велосипедного движения общей шириной не менее 3.25 м. из них велодорожка шириной не менее 0.9 м (согласно разделу «Средства организации движения пешеходов и велосипедистов» п. 4.5.3.5 ГОСТ Р 52766-2007).

 

Таблица 1. Предлагаемые к строительству велосипедные дорожки

  Название Маршрут Обоснование
2.1.1.

 

Велодорожка из Бирюлево Восточное – м. Царицыно, 6 км От пересечения Липецкой улицы с Загорьевской улицей, далее вдоль Липецкой улицы, проезда Кошкина, 1-й Радиальной ул., ул. Тюрина Дополнительное средство подъезда к метро жителям р-на Бирюлево Вост.
2.1.2. Велодорожка из Бирюлево Восточное и Загорье к ст. м. Орехово и м. Царицыно, 11.5 км Через 54 квартал Царицынского лесопарка, 3.5 км, вдоль Шипиловского проезда и Новоцарицынского шоссе, 8 км Даст дополнительная потребность*. выход к метро жителям Орехово-Борисово и изолированного р-на Загорье. Велодорожки нужны для внутри и межрайонных связей.
2.1.3. от ст. Чухлинка Горьковского напр. – м. Текстильщики — ст. Люблино Курского направления, 8.4 км. Велодорожка ст. Чухлинка — ул. Коновалова — тротуар по правой стороне Газгольдерной ул. -Волжский бульвар до ул. Шкулева — по тротуару Краснодонской ул. Практически готовая велополоса. Проходит по озелененным зонам, по бульвару, имеющему «Зеленый коридор».  
2.1.4. Велодорожка от ст. Вешняки -парк Кузьминки, 3.0 км От ст. Вешняки по ул. Вострухина, ул. акад. Скрябина до входа в парк Кузьминки Позволит жителям р-нов Кузьминки и Выхино добираться до парка на велосипеде  
2.1.5. Велодорожка Печатники-Люблино, 3.3 км Сквер вдоль наб. Москвы-реки — ул. Кухмистерова – Батайская ул. – туннель (или переход над ж/д линией) — ул. Тихая – вход в Люблинский парк Внутри «озелененных территорий» для межрайонных связей.  
2.1.6. Велодорожка в Жулебино, 3.9 км От станции Косино (места стр-ва ТПУ и ст. Метро) вдоль ул. Привольной до пересечения ул. Привольной с ул. генерала Кузнецова. Внутри «озелененных территорий» для внутрирайонных связей.  
2.1.7. Велодорожка по Профсоюзной ул. до Битцевского лесопарка, 11.8 км От Нахимовского просп. по тротуару и газону левой стороны Профсоюзной ул. (7.5 км) – Новоясеневский просп. (левая сторона, 4.3 км) – Битцевский лесопарк Велосипедисты предпочтут добираться на работу и обратно на велосипеде, что позволит разгрузить проезжую часть.  
2.2.8. Велодорожка из поселка Восточный до ст. м. Первомайская, 6.2 км От улицы Западная мкрн. Восточный далее вдоль границы Москвы и Московской области, через мкрн 1 мая до моста через МКАД, далее по свободной территории с внутренней стороны вдоль МКАД, по Первомайскому проезду, по 16-парковой улице, по Нижней Первомайской улице, по 9-ой парковой улице до м. Первомайская, Позволит жителям мкрн. Восточный альтернативным способом добираться до метро и разгрузит Щелковское шоссе  
2.2.9.

Велодорожка

«студенческая» м. Университет –

м. Коньково, 13.7 км

От м. Университет до территории МГУ, далее по улице Академика Хохлова

вдоль ГЗ МГУ, далее по Мичуринскому промпекту до ул. Раменки – ул. Удальцова – ул. Коштоянца – ул. Рузская – ул. Островитянова – м. Коньково.

Позволит объединить

9 ВУЗов одной велодорожкой с

Организацией велопарковок в том числе и у метро

 

2.2.10.

Велодорожка на территории проектируемого района

Люберецкие поля, 5 км

Планирование велодорожки с учётом проектирования района

Позволит жителям нового района комфортно использовать велосипед в повседневных поездках

 

В качестве информационной поддержки для создаваемой велоинфраструктуры должны быть подготовлены велосипедные карты города, обозначающие максимально безопасные и скоростные велосипедные маршруты. Такие велокарты должны быть реализованы в виде:

  • уличных стендов около велодорожек;
  • полиграфических велосипедных справочников;

• интерактивной интернет-карты совместимой с мобильными устройствами.

Таблица 2. Строительство велодорожек (по километрам)

Типы велодорожек

2012 2013 2014 2015 2016

Итого

1

Обособленные  

11.5

5

   

16.5

  двухполосные велодорожки со встречным движением шириной 2 м            

2

Велодорожки на тротуарном полотне шириной 0.9 м с понижением бордюрного камня

6

3.9

6.2

3.3

 

19.4

3

Велодорожки размещённые на окраине проезжей части с односторонним движением шириной 0.9 м  

8.4

3

13.7

11.8

36.9

4

Итого по всем типам велодорожек

6

23,8

14,2

17

11,8

72,8

Монорельсовая транспортная система.

Создание монорельсовой транспортная системы от ст. метро «Теплый Стан» до торгово-офисно-гостиничного комплекса (ТОГК) «Славянский мир».

IV. Анализ рисков реализации государственной программы

Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы предусматривает идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации государственной программы, качественную и, по возможности, количественную оценку факторов рисков, обоснование предложений по мерам управления рисками реализации государственной программы.

Риски

Меры управления рисками

I Группа: Внутренние риски.

1.Неэффективность управления и организации процесса реализации Подпрограммы развития новых видов транспорта 1. Разработка и внедрение эффективной системы контроля и управления реализацией программных положений и мероприятий, оценки эффективности
2.Неэффективное использование бюджетных средств. использования бюджетных средств. 2. Мониторинг результативности и эффективности реализации Подпрограммы с привлечением независимых экспертов.
3.Необоснованное перераспределение средств, определенных Подпрограммой развития новых видов транспорта.
4.Недостаточный уровень исполнительской дисциплины руководителей профильных организационных структур. 3. Проведение подготовки и переподготовки кадров, привлечение внешних профильных консультантов.
5.Недостаточный профессиональный уровень кадров среднего и высшего звена, необходимый для эффективной реализации мероприятий Подпрограммы.
6. Отсутствие или недостаточность межведомственной координации в ходе реализации Подпрограммы. 4. Обеспечение процесса информирования ответственных исполнителей по отдельным мероприятиям Подпрограммы с учетом допустимого уровня риска, а также разработка соответствующих регламентов и мер по межведомственной координации в ходе реализации Подпрограммы.
II Группа: Внешние риски реализации Подпрограммы и меры государственного регулирования и управления.
1.Снижение темпов экономического роста. 2.Ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, усиление инфляции, кризис банковской системы, снижение объёмов финансирования Подпрограммы развития новых видов транспорта. 1. Проведение комплексного анализа внешней и внутренней среды исполнения Подпрограммы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий Подпрограммы.

2. Использование кредитных схем, подготовка и проведение мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности реализации мероприятий Подпрограммы для частных инвесторов.

3. Оперативное реагирование и внесение изменений в Подпрограмму, нивелирующее или снижающее воздействие негативных факторов на выполнение целевых показателей Подпрограммы.

3.Изменение баланса и дефицит свободных площадей для реализации Подпрограммы развития новых видов транспорта. 4.Разработка и реализация мероприятий по снижению потребностей в площадях, использование альтернативных технологий при реализации Подпрограммы развития новых видов транспорта..
6. Дефицит трудовых ресурсов при реализации Подпрограммы развития новых видов транспорта. 6.Проведение активной кадровой политики по повышению привлекательности и престижности работы в соответствующих отраслях, расширение социальных гарантий, увеличение заработной платы и т.д.

V. Ожидаемые результаты

Воздушный транспорт.

— оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации (аварии техногенного характера, пожары, теракты и т. д.);

— сократить время прибытия спасательных команд в три — четыре раза по отношению к существующему, до 3-7 мин.

Итогом реализации мероприятий станет создание альтернативной не имеющей аналогов возможности преодоления транспортных заторов при решении задач управления городом без обеспечения спецпроезда транспорта, проведение эвакуационных работ в течении 15 мин., что положительно скажется на своевременном оказании квалифицированной медицинской помощи в пределах так называемого «золотого часа», позволит сохранить самое ценное — жизнь человека.

Велосипедный транспорт.

Создание сети велодорожек и соответствующей велоинфраструктуры позволит повысить личную мобильность населения.

• повысить личную мобильность населения;

  • обеспечить среднюю скорость перемещения по городу около 15,5 км/ч при движении по обособленным участкам;
  • увеличить долю пользователей велосипедного транспорта до 1,2% (приблизительно 120 тыс.чел.);
  • увеличить длину сети велодорожек на 72.8 км;
  • увеличить число парковочных мест для велосипедов до 17 000.
  • улучшить межрайонные связи;
  • повысить транспортную мобильность населения;
  • снизить негативное влияние на окружающую среду.

Таблица 3. Результирующие показатели по годам.

 

Показатель

2012

2013

2014

2015

2016

Итого

 

 

Количество пользователей велосипедного транспорта ,% от всех жителей города.

0,01%

0,02%

0,15%

0,6%

1,2%

1,2%

 

 

Средняя скорость перемещения по городу на велотранспорте, км/ч.

11,3

11,9

12,8

13,9

15,5

15,5

 

 

Количество введённых велосипедных парковочных мест, шт.

2000

3000

4000

4000

4000

17 0003

 

 

Длина введённых велодорожек, км.

6

23,8

14,2

17

11,8

72,8

Монорельсовая транспортная система.

Создание монорельсовой транспортная системы от ст. метро «Теплый Стан» до торгово-офисно-гостиничного комплекса (ТОГК) «Славянский мир» позволит развить транспортную инфраструктуру ЮЗАО Москвы,

улучшит дорожно-транспортную ситуацию в районе пересечения МКАД и Калужского шоссе и обеспечит связь от ст. метро «Теплый Стан» до ТОГК «Славянский мир». Протяженность трассы – 3,6 км. Величина пассажиропотока – 2000 пасс./час. Количество станций – 4. Количество ЭПС – 6

 

VI. Обоснование объема финансовых ресурсов подпрограммы

Обоснованием затрат подпрограммы с разбивкой по годам и в целом является информация об ориентировочной стоимости мероприятий, необходимых для ее реализации и приведенных в Приложении 1 к Программе.

Ресурсное обеспечение раздела «Велосипедный транспорт» учтено в подпрограмме «Автомобильные дороги и улично-дорожная сеть (строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог и инженерно- транспортных сооружений)» Мероприятие 0105010

Строительство и реконструкции дорог, магистралей и транспортных сооружений.