Правительство Москвы утвердило концепцию зеленых облигаций. Соответствующее распоряжение подписал мэр Москвы Сергей Собянин.
Документ соответствует принципам зеленых облигаций – 2018 (Green Bond Principles 2018) Международной ассоциации рынков капитала (International Capital Market Association, ICMA), а также методическим рекомендациям по развитию инвестиционной деятельности в сфере зеленого финансирования в Российской Федерации, разработанным «ВЭБ.РФ», передает портал mos.ru.
Сейчас Московская биржа прорабатывает возможность изменения правил листинга, которые позволят зеленым облигациям регионов и муниципалитетов России обращаться в секторе устойчивого развития. После изменения этих правил зеленые облигации Москвы смогут приобретать инвесторы, заинтересованные в экологически ответственном размещении своих средств.
Эквивалент полученных от размещения зеленых облигаций средств правительство Москвы будет направлять на финансирование и рефинансирование городских экологических проектов. Они направлены на снижение выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта.
Согласно концепции зеленых облигаций, в 2021-2023 годах будут финансироваться проекты по обновлению автобусного парка Москвы, а также строительство Большой кольцевой линии метро (БКЛ).
Продолжится закупка электробусов. Выбросы загрязняющих веществ одного автобуса класса «Евро-4» составляют 290,5 килограмма в год, экологического класса «Евро-5» – 219 килограммов в год. При этом косвенные выбросы загрязняющих веществ, которые возникают в результате выработки электроэнергии для подзарядки одного электробуса, составляют всего лишь около 30 килограммов в год. Выбросы углекислого газа дизельного автобуса в среднем оцениваются в 64,9 тонны в год, выбросы электробуса – 4,4 тонны в год.
Таким образом, замена одного дизельного автобуса на электробус обеспечивает:
- снижение выбросов загрязняющих веществ на 260,5 кг в год для класса «Евро-4» и на 189 кг в год для класса «Евро-5»;
- сокращение выбросов углекислого газа в среднем на 60,5 тонны в год.
Сегодня в городе работает около 600 электробусов, установлено более 100 зарядных станций. В планах на 2021–2023 годы – приобретение порядка 1675 электробусов.
Строительство Большой кольцевой линии метро – крупнейший в мире проект в области метростроения. Длина БКЛ составит 70 км. Это 31 станция с тремя электродепо (включая существующий участок «Каховская» – «Каширская»). На данный момент общая строительная готовность кольца составляет 74%, в том числе завершена проходка 95% тоннелей.
Согласно концепции зеленых облигаций, привлеченные в 2021-2023 годах средства планируется направить на финансирование строительства 18 станций и 43,8 км линий, а также реконструкции трех станций и четырех километров линий БКЛ.
Участок | Длина линий | Станции |
Северо-Восточный участок | 7,2 километра | «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники» |
Восточный участок | 11,4 километра | «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар» |
«Проспект Вернадского» — «Кунцевская» | 9,2 километра | «Проспект Вернадского», «Мичуринский проспект», «Аминьевская», «Давыдково» |
Южный участок (включая реконструкцию участка «Каширская» — «Каховская») | 11 километров | «Зюзино», «Воронцовская» («Калужская»), «Новаторская», «Каширская», «Варшавская», «Каховская» |
Западный участок | Девять километров | «Народное Ополчение», «Мневники», «Терехово», «Кунцевская» |
По оценкам, благодаря открытию движения по указанным участкам БКЛ в 2023 году не менее 10 тысяч автомобилей перестанет ежедневно выезжать на улицы города, что приведет к снижению выбросов загрязняющих веществ на 885,5 тонны в год, а углекислого газа – на 20,9 тысячи тонн в год.
В проект строительства линий и станций БКЛ включены мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Среди них ответственное отношение к чистоте воздуха, снижение шумового воздействия и иных физических факторов, охрана подземных вод, а также вторичный оборот отходов, образующихся в ходе строительства.