Вещные права ограниченного содержания

Вещные права 

В соответствии со ст. 294 ГК РФ это право распространяется только на государственные или муниципальные унитарные предприятия, 100% Уставного капитала которых находится в государственной собственности, созданные для определенного вида коммерческой деятельности.

Согласно ст. 113 ГК РФ, «имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия». Эта же идея подчеркивается в ст. 295 ГК РФ: «Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной (складочный капитал) хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника».

Правомочия владения, пользования и распоряжения представлены здесь следующим образом:
— владение передается полностью;
— пользование ограничивается исключительно целевым использованием;
— распоряжение осуществляется с разрешения собственника либо уполномоченного им органа.

В этом случае субъекту предоставлены вещные права ограниченного содержания на имущество, собственником которого является государство. Эти права сохраняют абсолютный характер своего содержания и защиты, однако являются производными, зависимыми от воли собственника, более узкими по содержанию, ограниченными волей собственника и законом.

Из формулировки ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия» возникает вещное право субъекта, не являющегося собственником переданного ему имущества, — право хозяйственного ведения. Но в случае если предприятие самостоятельно сдает в аренду свободные площади, возникает конфликтная ситуация — извлечение доходов в бюджет предприятия от неиспользуемых площадей и, следовательно, нецелевое использование недвижимости.

Субъекты права полного хозяйственного ведения при этом получают право на самостоятельное хозяйствование (предпринимательскую деятельность) или иное использование чужого имущества, принадлежащего собственнику. За собственником или уполномоченным им лицом остаются следующие возможности:

1) создавать предприятие и определять цели его деятельности;
2) проводить его реорганизацию и ликвидацию, при этом собственнику требуется получить согласие трудового коллектива;
3) осуществлять контроль за эффективностью использования и сохранностью вверенного предприятию имущества, означающий возможность проведения периодических ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности;
4) получать часть прибыли от использования переданного предприятию имущества, размер которой определяется по договору собственника с предприятием.

Могут существовать и иные права, оговоренные учредительными документам и предприятия.
В остальном предприятие свободно в своих действиях, если иные ограничения не установлены самим собственником в договоре с предприятием. Ему предоставлены те же возможности защиты своих интересов, что и собственнику, в там числе и от неправомерного вмешательства в дела предприятия самого собственника. Бремя содержания имущества собственник передаст предприятию в полном объеме (т.е. содержание, ремонт и эксплуатацию имущества) вместе с правами на имущество.

Право оперативного управления в соответствии со ст. 296, 297 ГК РФ распространяется на казенные предприятия, т.е. унитарные предприятия, основанные на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (ст. 115), и учреждения, т.е. организации, полностью финансируемые собственником и не приносящие ему доход (прибыль). Так же, как и предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, казенные предприятия создаются для решения задач, сформулированных собственником, и на базе предоставленного им имущества. Однако круг их самостоятельности в вопросах распоряжения имуществом собственника еще более сужен: собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Собственник, наделяя подчиненную организацию определенным имуществом, возлагает на нее обязанность по использованию этого имущества в соответствии с его назначением и установленными собственником заданиями. Триада правомочий собственника ограничена здесь не только законом и целями деятельности (что сближает право оперативного управления имуществом и право полного хозяйственного ведения), но и заданиями собственника (в том числе выраженными ь смете расходов подчиненного учреждения), и назначением имущества, которое распределяется по различным имущественным фондам соответствии с законодательством и указаниями собственника, а не усмотрению субъекта вещного права. Более того, собственник (государство) вправе изъять и перераспределить имущество своих учреждений, то есть он может вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность учреждений. Никаких договоров с собственником или уполномоченным им органом учреждение не заключает (во всяком случае, в отношении имущества, переданного ему в оперативное управление). Объем передаваемых имущественных прав здесь еще более ущемлен: владение, пользование и распоряжение имуществом организация осуществляет в пределах, установленных не только законом, но и собственником. Эти отношения выходят за рамки имущественных взаимоотношений и регулируются нормами административного права.

Право оперативного управления подлежит защите, аналогичной защите права собственности. Учреждения могут оспаривать действительность актов государственных и иных органов по изъятию находящегося у них имущества, если такие акты приняты в нарушение компетенции этих органов.

Поскольку на основании Указа Президента РФ от 14 октября 1992 г. № 1231 «Об утверждении типового положения о Комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями территориального агентства Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом» единственным полномочным органом по распоряжению федеральным, государственным и муниципальным имуществом объявлены комитеты по управлению имуществом соответствующего уровня, становится понятно, почему именно комитетам предоставлено исключительное право управления имуществом (т.е. распоряжение имуществом с целью извлечения доходов в бюджет посредством предоставления права аренды, права полного хозяйственного ведения или оперативного управления). Комитетам также предоставлено право выявлять неиспользуемые либо используемые не по назначению объекты недвижимости и использовать их означенным выше образом.

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2296 «О доверительной собственности (трасте)» (Указ утратил силу в связи с принятием части второй ГК РФ) установил возможность передачи права собственности и связанных с ним имущественных и личных неимущественных прав на определенный срок третьему лицу. Статья 209 ГК РФ говорит о доверительном управлении и о том, что передача имущества в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности к доверительному управляющему.

Конструкция траста заимствована нашим законодательством из англо-американского права. Оно, в отличие от континентальных (европейских) законодательных систем, к которым всегда относился и российский правопорядок, допускает разделение («расщепление») правомочий собственника между несколькими лицами одновременно. При этом учредитель траста (собственник) в соответствии с определенными им целями передает определенное имущество в управление и распоряжение другому лицу (доверительному собственнику, управляющему — траста), причем доходы от использования такого имущества по указанию собственника-учредителя поступают третьему лицу — выгодоприобретателю (бенефицианту), в качестве которого может выступать и сам собственник — учредитель. В отношениях со всеми иными лицами, кроме учредителя и бенефицианта, управляющий — трасти выступает в качестве собственника, однако действует в строгом соответствии с установленными ему учредителем целями.
Соответствующие доверительной собственности отношения юридически могут оформляться в виде договоров поручения или комиссии либо особого договора об управлении имуществом. Своим распоряжением от 15 февраля 1994 г. № 343-р Госкомимущество РФ утвердило типовой «договор об учреждении траста (доверительной собственности) на пакет акций, находящихся в государственной собственности (Распоряжение №343 – р утратило силу в связи с распоряжением Госкомимущества РФ от 29 ноября 1996 г. № 126-р).

Коммерческая практика разных стран показала значительные удобства в применении этого института права, например, в отношении трастовых операций банков с ценными бумагами своих клиентов, но в соответствии со ст. 209 ГК РФ можно говорить только о доверительном управлении имуществом. Это право аналогично по передаче правомочий владения, пользования и распоряжения праву оперативною управления имуществом, но собственником здесь может выступать любое лицо, которое в договоре с управляющим на образование траста самостоятельно оговаривает пределы передаваемых правомочий. Законодательные нормы, регулирующие право оперативного управления имуществом, здесь неприменимы.

 

Источник: Оценка недвижимости : учебное пособие / Т. Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова, В.Е. Есипов, С.К. Мирзажанов. — М.: КНОРУС, 2010.