Развитие градостроительного регулирования в сфере жилищного строительства.

жилищное строительство

В Тюменской области, в одном из немногих субъектов Российской Федерации, территориальное планирование осуществлялось комплексно, и к 2010 году в полном объёме была завершена разработка и утверждение документов территориального планирования и градостроительного зонирования.

На следующем этапе градостроительного регулирования осуществляется более детальная планировка новых территорий, на которых планируется комплексная застройка, готовятся проектные предложения по развитию застроенных территорий. Эти задачи решаются путем утверждения документации по планировке территорий.

Градостроительная деятельность оказывает постоянное влияние на все сферы жизнедеятельности человека и, прежде всего, служит обеспечению устойчивого, комплексного развития территорий, формированию архитектурного облика населенных пунктов в целях создания благоприятной среды жизнедеятельности и повышения качества жизненного уровня.

В области градостроительной деятельности органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом Тюменской области от 03.06.2005 № 385 «О регулировании градостроительной деятельности в Тюменской области» осуществляют следующие
полномочия:

— подготовка и утверждение документов территориального планирования Тюменской области;
— утверждение документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения;
— утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;
— обеспечение ведения информационного банка данных градостроительной деятельности Тюменской области и систематизация сведений информационного банка,
— контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

В период с 2006 по 2009 год для обеспечения комплексного развития территории Тюменской области, городских округов, муниципальных районов и сельских поселений в области разработана и утверждена вся необходимая градостроительная документация:

— схема территориального планирования Тюменской области;
— схемы территориального планирования 21 муниципального района;
— генеральные планы 5 городских округов: г.Тюмень, г.Тобольск, г.Заводоуковск, г.Ялуторовск, г.Ишим;
— генеральные планы 293 сельских поселений.

Кроме того, во всех городских округах (5) и сельских поселениях (293) в указанный период разработаны Правила землепользования и застройки.

Обеспеченность территорий области документами территориального планирования, градостроительное зонирование и утверждение градостроительных регламентов, документации по планировке территорий, комплексное освоение земельных участков на основе указанных документов, и как следствие — обоснованность и оперативность принимаемых градостроительных решений, возможность самостоятельного выбора инвесторами наиболее эффективного использования земельных участков, создание развитой системы инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, сокращение административных барьеров и сроков оформления разрешительной документации — все эти факторы повышают инвестиционную привлекательность области, создают условия для развития не только отрасли строительства, но и промышленного производства строительных материалов, конструкций и изделий, машиностроения, лесной, деревообрабатывающей промышленности, электроэнергетики, транспорта, связи и других, тесно связанных с ним отраслей экономики.

Генеральные планы городских округов и сельских поселений, правила землепользования и застройки, проекты планировки и проекты межевания территорий принимаются при непосредственном участии граждан в их обсуждении, поскольку все они до утверждения в обязательном порядке рассматриваются на публичных слушаниях.

Градостроительным Кодексом Российской Федерации установлена необходимость и обязательность разработки документации по планировке территории (проекты планировки и проекты межевания территории) при строительстве линейных объектов. Без указанных документов не могут быть получены разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию линейных объектов. Данное требование вводится с 01.01.2015 года.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в
целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

Таким образом, для строительства линейных объектов как регионального, так и местного значения, в том числе в целях комплексного освоения территории, решения задач по обеспечению жильём отдельных категорий граждан, формирования и бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям, оптимальной организации территории, предусмотренной для выделения таких участков, обеспечения всей необходимой инфраструктуры для создания комфортных условий проживания семей с детьми, подпрограммой предусматривается выделение бюджетных средств на подготовку документации по планировке территорий.

В целях завершения работы по созданию единой системы градостроительной документации (документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проектов планировки территории) ведется работа по передаче в органы Росреестра сведений о границах муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки. Необходимость обязательного предоставления сведений о границах предусмотрена Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Постановка на кадастровый учет границ населенных пунктов, территориальных зон с применением единых систем координат при градостроительном зонировании территорий населенных пунктов позволит принимать более взвешенные и точные градостроительные решения, сделает возможным оказание государственных услуг в электронном виде.

Схема территориального планирования Тюменской области

Схема территориального планирования Тюмени

Внесение изменений в документы территориального планирования Тюменской области, документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Тюменской области, региональные нормативы градостроительного проектирования

Систематическая корректировка документов территориального планирования является постоянной работой органов исполнительной власти и органов местного самоуправления для поддержания этих документов в актуальном состоянии, отвечающем потребностям
перспективного развития.

Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если программы, реализуемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционные программы субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса принимаются после утверждения документов территориального планирования и предусматривают создание объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных указанными документами территориального

планирования, в указанные документы территориального планирования в пятимесячный срок с даты утверждения таких программ и принятия таких решений вносятся соответствующие изменения. Таким образом, подготовку проектных предложений для внесения изменений в документы территориального планирования Тюменской области, документы территориального планирования муниципальных образований Тюменской области необходимо выполнять на постоянной основе в случаях внесения соответствующих изменений в вышеуказанные программы.

В целях реализации п.8 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака от 17.07.2012 №ДК-П4-118-пр, постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» требуется отображение в документах градостроительного зонирования муниципальных образований Тюменской области ограничений строительства (реконструкции) жилых домов и иных объектов капитального строительства в зонах, подверженных паводкам и примыкающих к ним территориям.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 №315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» необходимо отображение вновь утвержденных границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки.

Региональные нормативы градостроительного проектирования в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации, и учитываются при разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования.

Подготовка документации по планировке территории для размещения объектов регионального и местного значения

Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает обязанность исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления обеспечивать разработку и утверждение документации по планировке территории для размещения линейных объектов регионального и местного значения.

В соответствии со ст. 48, 51, 55 Градостроительного кодекса РФ в настоящее время для проектирования, выдачи разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию линейного объекта необходимы проект планировки территории и проект межевания территории.

Согласно ст. 26 Градостроительного кодекса РФ посредством утверждения документации по планировке территории осуществляется реализация документов территориального планирования.

Таким образом, строительство линейных объектов (линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения) невозможно при отсутствии документации по планировке территории.

На основании вышеперечисленного существует острая необходимость в разработке документации по планировке территории для обеспечения возможности реализации документов территориального планирования Тюменской области, а также для возможности строительства линейных объектов.

Подготовка документов для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий

Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном
кадастре недвижимости» установлена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по направлению документов для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в случае принятия ими решений об установлении или изменении границ муниципального образования, границ населенного пункта, границ зон с особыми условиями использования территорий, об утверждении правил землепользования и застройки в течение шести месяцев с даты принятия указанных решений.

Обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 №71 установлено, что направляемая в орган кадастрового учета карта (план) должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.

Таким образом, для выполнения требований Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» после утверждения в установленном порядке соответствующих границ необходимо сформировать землеустроительную документацию для каждого объекта землеустройства для внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.